«Золотая пальмовая ветвь» считается одной из самых престижных наград в области кино. Получить ее может любой режиссер, чья картина понравится жюри Каннского кинофестиваля. Чем конкурсная программа отличается от «Оскара» и почему для некоторых получить эту награду важнее, чем приз американской киноакадемии?
История
В 1930-х годах ежегодный кинофестиваль проходил в Венеции. Конкурсанты со всей Европы привозили свои картины на суд итальянского жюри. В то время страна-организатор была лидером киноиндустрии, и неудивительно, что остальные государства оставались без наград. Это вызывало массу волнений, а в 1938 году разразился скандал.
Фильм «Олимпия», представленный немецким режиссером Лени Рифеншталь, завоевал награду, по мнению остальных участников, незаслуженно. Появились подозрения о том, что администрация Гитлера давит на судей. С самого начала было много противоречий, но это стало последней каплей – Америка и Британия отказались принимать участие в фестивале.
Лазурный берег
Франция решает вопрос радикально – в 1939 году курортный город Канны готов принять всех желающих показать свои режиссерские работы. Но к сентябрю Европа была охвачена Второй мировой войной, и событие пришлось отложить на целых семь лет. В 1946 году начинается Первый международный Каннский кинофестиваль. Открывает его советский режиссер Юрий Райзман со своей картиной «Берлин».
«Золотая пальмовая ветвь»
До 1955 года награда лучшему режиссеру называлась просто «Гран-при». Совет директоров решил облагородить главный приз, поэтому провел конкурс среди ювелиров. Идея сделать пальмовую ветвь символом фестиваля довольно прозаична – именно этот символ украшает герб Канн. Победительницей стала Люсьенн Лазон, но в 1975 году, после многолетних тяжб за авторское право, дирекция принимает решение сделать новый приз. С тех пор его оформление претерпело множество изменений, и современный вариант – это золотая пальмовая ветвь в футляре из синего сафьяна.
Кто может претендовать на победу?
В конце семидесятых годов было принято решение об отборе картин для конкурса. До этого момента страны сами предлагали свои фильмы. Сейчас даже номинация является очень солидным достижением в карьере любого режиссера. Главные требования к полнометражной работе:
- Фильм должен длиться больше 60 минут.
- Картина ранее не выдвигалась на другие премии.
- Должна быть снята не более чем за год до проведения фестиваля.
- Фильм не должен быть в прокате в других странах.
- Иметь английские субтитры.
Отличительной особенностью является то, что получить «Золотую пальмовую ветвь» может не только игровой фильм, но и документальная лента. В жюри входят именитые режиссеры, которые сделали существенный вклад в развитие киноиндустрии, актеры, критики. Судейский состав определяет дирекция фестиваля.
Лауреаты «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля
Получить престижную премию удалось только одному советскому режиссеру. В 1958 году Михаил Колотозов представил свой фильм «Летят журавли» и заслужил главный приз в виде золотой пальмовой ветви. В списке лауреатов есть еще один победитель из СССР. Но в 1946 году приз назывался «Гран-при» и выглядел как произведение искусства, выполненное лучшими модельерами того времени. Как бы то ни было, Фридрих Эрмлер и его фильм «Великий перелом» можно назвать первыми победителями. Помимо главной награды, существует еще несколько призов, которые в большом количестве получили российские режиссеры.
Значимость
Ежегодно в начале мая в Канны съезжаются тысячи журналистов и репортеров со всего света. Звезды мирового уровня приезжают продемонстрировать самые лучшие наряды и побороться за победу. Ведь получить главный приз за лучшую женскую или мужскую роль на этом фестивале не менее престижно, чем того же «Оскара». Судейство в Каннах славится своей беспристрастностью, и ни разу не было скандалов, которые бы бросили тень на решение жюри. В 2017 году «Приз жюри» получил Андрей Звягинцев за пронзительный фильм «Нелюбовь». В номинации «Особый взгляд» «Приз ФИПРЕССИ» получил Кантемир Балагов за картину «Теснота».
Отличительные особенности
Каннский кинофестиваль разительно отличается от того же «Оскара». Американские киноакадемики хоть и стараются сделать интригу и навести таинственности на предстоящий конкурс, но предугадать результаты не составляет труда даже далеким от мира кино людям. Иногда борьба идет между двумя фильмами, а иногда лидер становится очевидным еще задолго до проведения церемонии. На Лазурном берегу все не так очевидно – «Золотую пальмовую ветвь» может получить один из десяти и более режиссеров. До последнего момента никто не знает, кому отдаст предпочтение жюри, и от этого мероприятие становится поистине захватывающим. Надеемся, что российские режиссеры смогут еще не раз удивить уважаемое судейство, и главный приз приедет в Россию!