Любое предприятие, производящее ту или иную продукцию в процессе работы, рано или поздно столкнется с необходимостью формирования или развития сетей сбыта. Для того чтобы они максимально эффективно функционировали, важно уделить особое внимание грамотной организации их работы.
Прежде всего, целесообразно выбрать территорию интереса и определить очередность освоения каждого региона. Немаловажно также иметь представление о том, кто является потребителем производимого на предприятии товара. Далее следует разработать стратегию, то есть определить четкую и ясную цель, а также шаги, необходимые для ее достижения. Важно понимать, что именно должна обеспечивать дистрибуция. Это позволит ставить перед посредниками точные задачи, ведь они могут быть разными, например, кто-то стремится быстро продвинуть свой товар, а кто-то, желает организовать сбыт непосредственно через уже функционирующих независимых дистрибуторов. Но что же такое дистрибуция? Это доведение производимой продукции до непосредственного ее потребителя. Такое определение дается в курсе маркетинга, однако, в бизнесе данный термин понимается несколько иначе – это осознанный выбор тех или иных методов, а также средств, которые позволяют производителю добраться до конечного потребителя своих товаров.Дистрибуция – это своего рода механизм, который привлекателен производителям следующими факторами:
- Потенциалом. Любая сеть дистрибьюторов имеет большой потенциал сбыта, который возникает в процессе деятельности торговых фирм, направленной на формирование не только хороших, но и эффективных взаимоотношений с потребителем продукции. Если производитель попытается организовать собственную сеть, он непременно столкнется с высоким уровнем конкуренции.
- Сервисом. Ведь именно сбытовые компании могут предложить потребителю сервис высокого качества, который будет адаптирован непосредственно под его потребности и пожелания.
- Логистикой. Дистрибуция продуктов питания, впрочем, как и любых других товаров, требует оперативности и гибкости логистики для клиентов. Это обеспечивает поставки точно в срок в нужном количестве, благодаря чему появляется возможность формирования оперативных запасов на складах.
- Географией. Дистрибьюторские сети позволяют быстро расширить территорию поставок и выйти на рынок регионов.
- И другие.
Но нельзя забывать о том, что для успешного функционирования бизнеса невозможно действовать просто по заранее подготовленному шаблону. Управление дистрибуцией, так же как и другими сферами деятельности предприятия, должно быть гибким и даже креативным.Дистрибуция – это эффективный механизм, который становится таковым только при комплексном подходе к организации сбытовой деятельности. Его необходимо постоянно совершенствовать по следующим направлениям:
- планирование (стратегическое);
- взаимосвязи с партнерами;
- формирование цены;
- логистика;
- и, конечно же, контроль.
Каждый поставщик должен самостоятельно выбрать ту схему, по которой будет функционировать дистрибуция. Это важный момент, ведь каждая схема имеет как свои достоинства, так и недостатки. Только реальная оценка собственных возможностей, будущих выгод и соответствие выбранной сети задачам планирования позволят организовать максимально эффективную сбытовую политику организации.