Большинству людей, слушающих музыку, но никогда не бравших в собственные руки инструмент, почему-то часто кажется, что импровизация на гитаре – это очень просто. Действительно, выглядит ведь это так - сидит человек и перебирает струны.
Создается впечатление, что для этого не нужно даже знать ноты, на гитаре просто следует водить по струнам пальцами, периодически зажимая что-то на грифе. При этом хорошо, если у исполнителя есть музыкальный слух, но если его нет, то и не страшно.
Такое мнение глубоко ошибочно, перед тем как импровизировать на гитаре, нужно не только научиться неплохо на ней играть, но и освоить разные стили музыкального исполнения. По сути, импровизация – это особая манера игры, и она тоже имеет свои каноны и правила.
Что нужно уметь для начала?
Главный прием, которым исполняется импровизация на шестиструнной гитаре, это пентатоника. Фактически это та же самая гамма, но состоящая лишь из 5 звуков. Пентатоника лишена полутонов. То есть достаточно не проигрывать в обыкновенной гамме образующие полутональность ступени.
Что может пригодиться?
Каждый музыкант, исполняющий импровизации, независимо от стиля и инструмента, имеет в тактильной памяти своего рода «библиотеку», «хранилище».
Это багаж из в буквальном смысле вызубренных, а не просто разученных, музыкальных фраз, отрывков из различных композиций, всевозможных клише и соло. Их наличие в памяти позволяет не просто чувствовать себя уверенно за импровизацией, за счет именно этих накопленных знаний и создается впечатление того, что человек просто сидит на стуле, а музыка рождается сама, без каких-либо усилий.
Что нужно делать?
Этот вопрос часто задают новички в музыке, он относится к серии вопросов - «а где ноты на гитаре», «зачем нужны гаммы» и прочих подобных им. То, что у опытных музыкантов подобные расспросы вызывают улыбку, совсем не означает, что их не нужно задавать.
Наоборот, первое, что нужно делать начинающему исполнителю – это спрашивать. Спрашивать обо всем и у всех, даже если вопрос кажется дурацким, это не значит, что на него не нужно знать ответ.
Второе, что нужно делать новичкам в музыке для того, чтобы импровизация на гитаре удалась – это не бояться пробовать. Очень большое количество талантливых гитаристов, великолепно исполняющих «готовые» произведения в различных жанрах, ни разу не сыграли ни одной импровизации.
Преодолеть психологический барьер между выверенной, отработанной музыкой и разовой, идущей от души и из сердца песней струн, каковой и является импровизация на гитаре, сложнее тем, кто уже набрался опыта, особенно трудно это сделать выпускникам музыкальных школ.
То есть чем раньше начинающий гитарист пробует импровизировать, тем проще и легче дастся ему этот вид исполнения музыки.
Как заниматься?
Есть два типа музыкантов, практикующих импровизацию. Первый тип играет исключительно тогда, когда есть настроение, вдохновение, желание. Второй тип готов в любой момент взять в руки инструмент и исполнить что-либо «от себя».
Часто можно услышать, что нужно работать, а не ждать вдохновения. Но это индивидуальный момент, относящийся уже к работе выступающих перед публикой музыкантов. Во время осваивания инструмента импровизация на гитаре должна быть ежедневной, как и все остальные хрестоматийные упражнения, заучивание клише и шаблонов, с той лишь разницей, что учебники нужно убрать.
Многие гитаристы советуют записывать обнаруженные случайно интересно звучащие музыкальные фразы. Это хороший совет. Важно запомнить то, что вышло из-под пальцев, и в дальнейшем использовать.
Сами же первые шаги в импровизации потребуют только желания, внимания и записывающего устройства. Свою игру, какой бы «корявой» она ни казалась, записывать, прослушивать и анализировать нужно всегда.
Сколько времени выделить импровизациям?
Еще один вопрос, часто задаваемый новичками. Ответа однозначного на него нет. Более того, если начинающий гитарист слышит что-то из серии «не менее часа в день», «от пары часов», «40 минут» и так далее, то к ответившему подобным образом за советом обращаться не стоит.
Дело в том, что понятие времени именно в импровизации – вопрос индивидуальный. Это не упражнения, ставящие руку или набивающие технику. Один человек импровизирует часами, прослушивая сыгранное, записывая что-то из получившегося, снова пробуя. Другой же садится, отыгрывает музыку с четко слышимым логическим началом и завершением. И оба варианта – правильны, все зависит от человека.
В отношении времени есть только одно правило – часы нужно убрать. Единственный допустимый при занятии импровизацией «хронометр» - это метроном.
В каком жанре начать?
Вопрос выбора жанра достаточно интересен. Разумеется, есть музыканты, которые точно знают, в каком именно жанре хотят импровизировать и играть. Они, как правило, именно его и осваивают, часто полностью игнорируя остальные.
Однако большинство делающих первые шаги в музыке не особо четко представляют себе то, что хотят исполнять. Заранее выбирать жанр не нужно. То есть вариант - «мне нравится слушать рок, импровизация будет в этом жанре» - неправильный. Более того, предварительный выбор часто приводит к тому, что у вроде бы достаточно неплохого музыканта совершенно ничего прилично звучащего в импровизации не выходит.
В момент освоения импровизации, поиска собственной манеры исполнения не музыкант выбирает жанр, а с точностью до наоборот. На практике это происходит так – гитарист садится и играет, совершенно не думая о том, в каком же жанре звучит музыка.
День, два, три… в какой-то момент, прослушивая запись импровизации, человек вдруг отчетливо слышит, что сыграл неплохой блюз. Или же что из-под его пальцев вышла джазовая импровизация на гитаре.
Тот жанр, который получился сам по себе – лучшая база для освоения техники импровизации, именно в нем гитарист сможет достичь максимальных высот.
Жанры могут быть разными? Какой инструмент лучше?
Многие начинающие осваивать гитару часто беспокоятся о том, что достигнуть определенного уровня мастерства можно только в одном направлении музыки. Как в исполнении произведений, так и в собственных импровизациях.
Это совсем не так. Более того, импровизация может совмещать совершенно противоположные жанры внутри одной композиции. Для того чтобы не зациклиться на чем-то и не стать однообразным, нужно разучивать клише, фразы, шаблоны из разных музыкальных направлений. При разнообразии базового запаса во «внутренней библиотеке» импровизации никогда не будут скучными и однотипными.
Почти всех новичков интересует, на каком инструменте нужно учиться импровизировать. На самом деле для того чтобы освоить эту манеру исполнения музыки, годится любой инструмент. Был достаточно забавный случай, который по сути весьма печален – начинающий басист приобрел «классику», самостоятельно ее освоил, что далось человеку достаточно сложно, не в смысле техники, а из-за того, что «душа не лежала». И было все это исключительно из-за желания научиться импровизировать так, чтобы публика «кусок мимо рта проносила».
На самом же деле менять инструмент совсем не требовалось. Принципы импровизации одинаковы для любого вида гитар. А сама импровизация – это музыка, идущая из сердца, то есть инструмент нужно любить, он должен быть продолжением артиста, иначе ничего не получится.
Как говорил Рей Чарльз, импровизация – это звук эфира, который, проходя через человека, на миг становится музыкой, и есть только мгновение, чтобы услышать. В этой фразе суть данной манеры исполнения.