Как учить ребенка говорить: упражнения и методики. Говорящая азбука для детей

Достаточно часто родители сталкиваются с проблемой развития речи у ребенка. В первую очередь следует определить причины, из-за которых малыш до сих пор не произносит слова или предложения. Не стоит ориентироваться только на нормы развития, все дети разные. Как учить ребенка говорить: самостоятельно или с помощью специалиста - решать только родителям.

Развитие речи. Мифы и факты

Можно услышать разнообразные мнения среди мамочек и родственников о том, как правильно должен развиваться ребенок. Конечно, среди них есть полезная информация, на которую следует обращать внимание, и просто устаревшие взгляды.

Ребенок говорит

Задержка речи может быть связана с такими факторами:

  1. Протекание беременности или родов. Проблема может возникнуть по причине инфекционных или эндокринных заболеваний у матери. Вполне возможно, что была родовая травма, что также негативно может сказаться на развитии ребенка.
  2. Мелкая моторика. Некоторые специалисты связывают развитие речи с движениями рук на уровне коры мозга. Так, игра с небольшими предметами может положительно отражаться на речевых зонах.
  3. Иногда причиной того, что ребенок плохо говорит, может быть соска. Процесс сосания негативно сказывается на желании познавать мир.

Выдумки:

  1. Дефекты речи не поддаются лечению. Это не так, современная медицина достаточно хорошо развита. Побороть заикание и прочие проблемы можно не только у детей, но и у взрослых.
  2. Мальчики начинают позже говорить. Развитие речи не зависит от пола.

Симптомы психоречевого развития

ЗППР может проявлять себя в раннем возрасте. Если она связана с врожденными особенностями.

Когда ребенок начинает говорить? И стоит ли беспокоиться раньше времени? Симптомы задержки психоречевого развития:

  1. Ребенку 4 месяца: не реагирует на жесты и не улыбается в ответ.
  2. От 8-9 месяцев: отсутствует лепет.
  3. В 1 год: малыш очень спокойный и практически не издает звуков.
  4. В 1,5 года: не произносит элементарных слов (мама, папа, дай). Кроха не понимает, когда его зовут или о чем-то просят.
  5. 2 года: владеет очень маленьким набором слов и не повторяет новые.
  6. 2,5 года: использует в разговоре не больше 20 слов, не умеет составлять предложения. Нет понимания о том, где какая часть тела.
  7. От 3 лет: не может самостоятельно составить предложение. Ребенок мало говорит или очень быстро и «проглатывает» окончания.

Помимо вышеперечисленных признаков, у крохи может наблюдаться часто приоткрытый рот и сильное слюноотделение. Такие детки могут быть агрессивны, невнимательны и гиперактивны.

Если произошла задержка

Если вы заметили у ребенка некоторые отклонения или задержку в развитии, следует принимать меры. Но необходимо учитывать и тот факт, что каждый малыш развивается индивидуально, а незначительное отклонение от нормы не всегда можно считать критическим.

Как учить ребенка говорить? Огромную помощь в этом деле способны оказать:

  1. Регулярное общение с крохой. Постарайтесь рассказывать обо всем вокруг. Но не стоит превращать все в монолог. Обязательно делайте паузы, чтобы дать понять маленькому ученику, что вы ждете от него ответа.
  2. Помощь специалиста. Психолог, логопед и невропатолог по результатам обследования не только смогут сказать, существуют ли проблемы, но и посоветуют эффективные методики и занятия в домашних условиях.

Главное - помнить, что если у ребенка есть отставание, то нужно начинать незамедлительно им заниматься. До 3 лет можно получить отличный результат.

Популярные методики развития речи для маленьких детей

Каждая мама желает знать, как учить ребенка говорить. Многие читают литературу на эту тему, остальные записываются к опытным специалистам. Каждый из методов дает свои результаты. Существует одна распространенная ошибка, когда мама использует только один вариант обучения. Каждый малыш индивидуален, и методику надо подбирать ту, которая больше всего понравится крохе.

Игра в "Ладушки"

Самые популярные варианты обучения:

  1. Слуховой контакт. Постоянное повторение таких фраз, как «привет», «как дела», «спокойной ночи» и т. д.
  2. Визуализация предметов. Показывая картинку, нужно описывать все мелкие детали и особенности, связанные с ней.
  3. Совмещение визуального и слухового метода. Отличной альтернативой для такого метода станет говорящая азбука для детей. Кроха, нажимая на выбранную кнопку, будет учиться повторять буквы и слова.
  4. Обучение в коллективе. Занятия в развивающих центрах способствуют быстрому процессу речевого развития. Во-первых, профессиональные воспитатели тренируют данный навык, а во-вторых, дети очень быстро получают новые знания в группе.

Вышеперечисленные способы отлично зарекомендовали себя, но использовать их лучше в совокупности, так результат будет достигнут гораздо быстрее.

Совершенствование речи для детей раннего возраста

Что делать, если ребенок не говорит в 2 года? Данный возраст – это самый оптимальный период времени для активного восприятия с помощью книг и видео. Конечно, увлечение современной электроникой для малыша - не очень хорошая альтернатива, так как зачастую на развитие влияет не лучшим образом.

Рекомендации, которые помогут оказать положительное влияние на совершенствование речи у маленьких детей:

  1. Постоянные разговоры с крохой, озвучивание своих действий и проявление интереса к его занятиям.
  2. Регулярное чтение сказок, детских энциклопедий. Такой подход дает отличный старт для формирования словарного запаса.
  3. Нельзя сюсюкать или коверкать слова. Малыш должен слышать четкое и правильное произношение, чтобы впоследствии кроху не пришлось переучивать.
  4. Старайтесь как можно чаще задавать различные вопросы. Дети, которые еще не умеют говорить или произносят исключительно звуки, будут задействованы в процесс диалога. А ежедневные тренировки такого плана уже через пару недель покажут хорошие результаты.
  5. Если малыш умеет говорить, но делает это крайне редко, нужно постараться развивать навык монолога. Можно попросить рассказать, что он видит вокруг себя или предложить придумать продолжение увлекательному рассказу, придуманному вами.

Как научить ребенка говорить в 1 год? Даже ни один квалифицированный специалист не знает верного подхода к отдельному малышу, но регулярные занятия и упражнения дают отличный эффект.

Польза говорящей азбуки для детей

Не все дети одинаково усваивают материал. Иногда воспитателям приходится отвечать на одни и те же вопросы по нескольку раз. Говорящая азбука для детей способна восполнить пробелы и без усталости «ответить» на частые вопросы, задаваемые малышами.

Электронные плакаты с буквами рекомендуются не только Министерством образования, но и психологами, а также логопедами.

Обучение с помощью «электронного учителя» вызывает интерес, совмещенный с игрой. Кроха может самостоятельно нажимать на выбранную кнопку, которая позволяет услышать звук, букву и стих. Такая азбука идеальна в домашних условиях и помогает подготовить ребенка к саду или школьной программе.

Упражнения и артикуляционная гимнастика

Основная цель упражнений направлена на тренировку артикуляционных органов и правильное произношение звуков:

  1. Из бумажной салфетки нужно вырезать снежинку, затем положить на ладонь крохе и попросить сдуть ее с руки.
  2. Берется тонкая бумага и вырезается бабочка, которая впоследствии привязывается к ниточке. Ребенок держится за нитку и дует на бабочку, которая начинает порхать.
  3. Наполняем ванную водой и ставим на поверхность кораблик, сделанный из бумаги. Кроха должен своим дыханием привести судно в движение.
Игры в ванной

Игры с использованием стихов, которые задействуют губы, также отличная гимнастика. Такие упражнения хорошо работают, когда возникает вопрос о том, как научить ребенка говорить в 1 год.

Игры, способствующие развитию моторики

Развитие мелкой моторики очень важно для мозговой деятельности. Дети часто любят перебирать что-то в ручках, особенно предметы, каждый из которых дает разные ощущения.

Развитие моторики

Игры на развитие моторики:

  1. Из плотной ткани надо сделать несколько мешочков, в каждый из которых поместить разную крупу (гречка, горох, рис и фасоль). Под присмотром малыш должен щупать и перебирать содержимое.
  2. Высыпать зерновые культуры в миску. Малыш будет запускать в смесь ручки и помешивать разные крупы.
  3. Рисунок на манке пальчиком.
  4. Кормление птиц на улице.

Перечень игр, развивающих моторику, очень длинный. Поэтому не стоит ограничиваться только специальными игрушками, когда из подручных средств можно найти много интересного.

Логопедические игры и самомассаж

Родитель или учитель показывают крохе движения, которые нужно повторять, таким образом достигается процесс самомассажа:

"Лягушата проснулись, потянулись и улыбнулись.

Выгнули спинки,

Красивые, как тростинки.

Ручками похлопали, ножками потопали,

Постучим ладошкой по рукам немножко.

Лягушата скажут: Ква! Прыгнем весело, друзья!"

Если ребенок не говорит в 2 года, то надо заниматься развитием его речи регулярно, с применением нескольких методик и упражнений.

Активные занятия

Активные игры со стишками очень интересны детям после года, и надо учитывать, что на них придется выделить определенное время:

  1. Спряталась игрушка. Возьмите зайку или мишку и положите в место, которое скрыто от глаз малыша. Кроха сразу же начнет с интересом разыскивать пропавший предмет.
  2. Бросать камушки в море или лужу. Вырабатывается правильный захват маленьких деталей, что также оказывает положительное влияние на мелкую моторику.
  3. Поход в зоопарк и отработка звуков животных.
  4. Ходьба по лестнице, совмещенная со счетом ступенек (один, два, три и т. д.).
В зоопарке

Если к подвижным играм добавить стишки или песенки, будет вообще замечательно. Ни один ребенок не останется равнодушен к подобному обучению в увлекательном процессе.

Звукоподражание

Повторение отдельных звуков и слогов позволяет правильно воздействовать, даже если ребенок не хочет говорить. Забавные стишки завлекают кроху в игру, а малыши не могут сопротивляться тому, что им очень интересно. Ниже приведено одно из стихотворений.

"Птичий дворик"

Наши курочки в окошко – «Ко-ко-ко!» да «Ко-ко-ко!»,

Следом уточки за ними – «Кря-кря-кря!», «Кря-кря-кря!»

Вот и гули полетели - «Гу-гу-гу!», «Гу-гу-гу!»

С помощью таких стишков ребенок говорит слогами. Теперь дело за малым -научиться произносить слова полностью.

Также можно тренировать гласные звуки. С помощью такого метода одновременно учим детей говорить буквы:

  • о-о-о (удивились или восхитились);
  • а-а-а (кроха поет, изображая певца или певицу).

Важно следить, чтобы все звуки произносились на выдохе. Правильное дыхание помогает избегать "проглатывания" слов и звуков.

Пальчиковые игры

Самый популярный метод – это игры с задействованными руками. Известный педагог Сухомлинский утверждал, что ум располагается на кончиках пальцев.

Движения рук, которые сопровождаются короткими стишками, благоприятно действуют на развитие речи малышей. Использование игр «Ладушки», «Сорока-Белобока», «Идет коза рогатая» и множества других станет отличным дополнением еще и для тренировки памяти.

Помимо вышеперечисленных игр, можно использовать поочередные соприкосновения кончиков пальцев с малышом, объясняя это как знак приветствия.

Пальчиковые краски

Рисование специальными красками хорошо отрабатывает движения кистей, что не только оказывает положительное влияние на развитие речевой зоны мозга, но и подготавливает кроху к письму.

Очень эффективно поочередное загибание пальцев в сопровождении с объяснениями (указательный, безымянный, мизинец и т. д.).

Используем подручные средства

Все занятия с ребенком, которые учат его говорить, должны приносить удовольствие. Разнообразные карточки с картинками и названиями, конечно, занимательная и интересная вещь. Но малыши часто очень привязаны к родителям и больше заинтересованы в процессе их занятий.

Игра с песком

Как учить ребенка говорить? Во время приготовления ужина мама может показывать крохе овощи и рассказывать о них. Они могут вместе посчитать количество фруктов на столе, назвать цвета продуктов.

Все вышеперечисленные методы и упражнения хорошо влияют на обучение разговорной речи детей. В дополнение можно выделить еще один нюанс. Когда кроха указывает пальчиком на предмет, который хочет взять, не стоит ему сразу его давать. Ребенок должен делать попытки в произношении просьб: это позволит ускорить учебный процесс.

Когда ребенок начинает говорить – это огромная радость для родителей. А какой приятный и занимательный процесс - развивать этот навык в маленьком ученике! И вовсе не обязательно покупать дорогие игрушки и гаджеты, ведь малыш хочет обучаться, когда он заинтересован этим процессом.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.