Михаил Юрьевич Лермонтов - имя, известное каждому еще со школы. А те, кто на уроках литературы чаще других поднимал руку, сейчас наверняка припоминают строчки учебника о том, что Лермонтов - великий представитель русского романтизма. Быть может, вам пока ничего эти слова не говорят, но именно это - ключ к пониманию лермонтовских произведений, в том числе, и стихотворения Лермонтова "Нищий".
"Пламенная страсть" и реальный мир
Главное условие романтического сочинения - герой, живущий двойной жизнью. С одной стороны, подобно каждому из нас, он живет в определенной обстановке и вынужден соблюдать определенные правила. Но с другой стороны, в душе романтического героя есть мечта, путеводная звездочка, "пламенная страсть". В романтизме такая мечта, чаще всего, недостижима (например, герой видит свой идеал в уже прошедшем). Поэтому реальный мир для него ужасен и отвратителен. Только внутри себя, наедине со своей путеводной звездой, герой находит утешение. Отсюда возникает конфликт между мечтой и реальностью, который и становится основой сюжетов романтических произведений.
Стихотворение "Нищий": какими красками нарисованы образы?
Стихотворение "Нищий" Лермонтов написал в 1830 году, когда ему было всего шестнадцать. Тем не менее в произведении уже звучит тема одиночества, одна из центральных у поэта (впоследствии она возникает в таких знаменитых его стихотворениях как "И скучно и грустно"; "Выхожу один я на дорогу"). Не всегда Лермонтов размышляет об одиночестве как таковом: в стихотворении "Как часто, пестрою толпою окружен..." рассматривается одиночество в социуме, а в стихотворении "Нищий" тема одиночества соединяется с любовной тематикой.
Стихотворение построено по принципу сопоставления. Отождествляются, т.е. сравниваются друг с другом два образа: нищего (первые две строфы) и безответно влюбленного лирического героя (заключительное четверостишие). Для изображения несчастного бедняка поэтом использованы красочные определения - эпитеты ("бедняк иссохший, чуть живой"; "живую муку") и перестановка слов - инверсия:
Куска лишь хлеба он просил
Лермонтов при изображении нищего моментально достигает высочайшего драматизма. Романтический конфликт мечты и действительности здесь налицо, ведь подлый, страшный, бесчеловечный обман нищего совершается "у врат обители святой". Где же эта святость? Моментально (что естественно для небольшого стихотворения) достигается кульминация. Автор приходит к ней через анафору (одинаковое начало строк) во второй строфе:
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.
И вот так, достигнув кульминации, удерживая читателя на гребне кульминационной волны, поэт резко переключает его в сферу любовных переживаний:
Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!
Здесь также использована анафора ("так" - "так"). В этой строфе она помогает создать тон вывода, резюмирующего высказывания. Нарисовать в глазах читателя ситуацию, изменить которую невозможно.
Кто же нищий?
В стихотворении изображается не просто конец отношений между мужчиной и женщиной. Автор не зря говорит о "лучших чувствах" лирического героя. Разрушено нечто большее, чем личная жизнь героя, разрушена та самая его путеводная звезда и "пламенная страсть", о которой мы говорили, еще не приступив к анализу стихотворения. Нищий у Лермонтова - это не "бедняк иссохший, чуть живой". Нет, этот образ, несмотря на весь его драматизм, использован лишь для того, чтобы провести параллель с истинным нищим. Настоящая нищета по Лермонтову - это утрата лучшей части своей души, своей мечты, своей звездочки. В данном случае - любви к некоему идеалу, который не может обмануть. Теперь героя не только окружает страшный мир (это нам ясно по первой части стихотворения), страшный мир внутри него самого, так как его лучшие чувства "обмануты навек". Так же впоследствии умрет мечта в груди известнейшего лермонтовского героя Мцыри.
Итак, стихотворение "Нищий" - образец раннего лермонтовского романтического произведения, в котором затронуты важнейшие в творчестве поэта темы.