МАЗ-4307 «Зубренок» - первый белорусский среднетоннажный грузовик, с бескапотной компоновкой, большой грузовой платформой и значительным количеством разнообразных модификаций, разработанных и выпускаемых на его базе.
Производство грузовика
МАЗ-4370 или «Зубренок» выпускается белорусской компанией «МАЗ». Предприятие ведет свою историю с 1944 года, когда в освобожденном Минске была создана мастерская по восстановлению и ремонту автомобилей. Постепенно предприятие перешло на сборку грузовиков из машинокомплектов. В 1945 году началось строительство производственных цехов завода по изготовлению большегрузных автомашин. Первые грузовики МАЗ-205 компания собрала в 1947 году, а через два года было налажено конвейерное производство автомобилей. Важным моментом становления завода стало освоение и выпуск грузовиков в бескапотной компоновке. В дальнейшем предприятие благодаря собственным разработкам не только расширило модельный ряд автомобилей, но и значительно увеличило объем производства.
В настоящее время объединение «МАЗ» выпускает более 80 модификаций грузовых автомобилей различного назначения, а также производит автобусы, троллейбусы, прицепы и полуприцепы.
История создания грузовика
Появление МАЗ-4370 связано с возросшим в конце XX века спросом на среднетоннажные автомобили, а также стремлением компании «МАЗ» за счет новой модели расширить производственную линейку грузовиков. Такая компактная автомашина может эффективно использоваться в городских условиях и на коротких пригородных перевозках для транспортировки небольших партий разнообразных грузов.
В целях ускорения разработки и начала производства на предприятии в качестве прототипа выбрали грузовой автомобиль аналогичного класса MAN-L-2000, но грузоподъемность данной модели составляла всего 2,5 т. Компания «МАЗ» не считала меньшую грузоподъемность проблемой. За счет разработанных основных элементов нового грузовика, рамы, подвески, мостов она в достаточно быстрые сроки не только спроектировала грузовик, но и провела все требуемые испытательные и сертификационные работы. Это позволило приступить к производству модели МАЗ-4370 «Зубренок» в 1999 году.
Конструкция модели
В отличие от выпускаемых российских среднетоннажных автомашин, белорусская новинка получила традиционную для МАЗа безкапотную компоновку. Это существенно повысило размер бортовой площадки автомобиля и по этому показателю конкуренцию МАЗ-4370 (среди грузовиков СНГ) смог составить только выпущенный в 2007 году КАМАЗ-4308.
Следующей отличительной чертой «Зубренка» стала высокая комфортабельная кабина, рассчитанная на 3 человек. В целях улучшения аэродинамики она была оборудована сразу тремя спойлерами и обтекателем.
В основе конструкции автомобиля лежит прочная рама лестничного типа с двумя лонжеронами форме швеллера, а также поперечинами, которые получили круглое трубчатое и П-образное сечение. Благодаря зависимому типу передней и задней подвески на полуэллиптических рессорах в сочетании с 17,5-дюймовыми колесами грузовик получил низкое расположение платформы, что, по отзывам владельцев МАЗ-4370, было очень комфортно при выполнении погрузочно-разгрузочных операций.
На начальном этапе производства автомобиль комплектовался двигателем ММЗ Д-245.9-540 мощностью в 135 сил и пятиступенчатой МКПП. В дальнейшем количество силовых агрегатов на МАЗ-4370 увеличилось.
Технические параметры
Основные технические характеристики МАЗ-4370 следующие:
- модель двигателя - ММЗ Д-245.9.540;
- тип – дизельный турбированный;
- объем - 4,75 л;
- число цилиндров/расположение – 4/L-рядное;
- мощность – 136,0 л. с.;
- исполнение - Евро 2;
- привод – задний;
- колесная формула - 4×2;
- тип КП – пятиступенчатая механическая;
- максимальная скорость – 90,0 км/ч;
- расход топлива (смешанный цикл) – 18,1 л/100 км;
- колесная база – 3,0 м;
- длина – 6,20 м;
- высота – 0,54 м;
- ширина – 2,49 м;
- исполнение платформы – бортовая, с возможностью монтажа тента;
- грузоподъемность – 4,95 т;
- полная масса - 10,10 т;
- нагрузка на передний мост – 3,65 т;
- нагрузка на задний мост – 6,40 т;
- типоразмер шин - 8,25R20, 235/75R17,5
- объем топливного бака – 130 л;
- напряжение бортовой сети – 24 В.
Двигатели «Зубренка»
Кроме дизеля ММЗ Д-245.9.540, грузовик МАЗ-4370 комплектуется следующими силовыми агрегатами:
1. Модель - Д-245.30Е2
- тип - дизельный с наддувом;
- охлаждение – жидкостное;
- число цилиндров – 4;
- расположение цилиндров – рядное (L);
- объем – 4,75 л;
- мощность - 156,4 л. с.;
- показатель сжатия – 17,0;
- масса – 0,50 т;
- экологическое исполнение – Евро-2.
2. Модель - Д-245.30Е3
- тип - дизельный с наддувом;
- охлаждение – жидкостное;
- число цилиндров – 4;
- расположение цилиндров – рядное (L);
- объем – 4,75 л;
- мощность - 156,4 л. с.;
- показатель сжатия – 17,0;
- масса – 0,45 т;
- экологическое исполнение – Евро-3.
3. Модель - DEUTZ BF4M 1013FC
- тип – дизельный;
- охлаждение – жидкостное;
- число цилиндров – 4;
- расположение цилиндров – рядное (L);
- рабочий объем – 4,80 л;
- мощность - 170,0 л. с.;
- показатель сжатия – 16,1;
- масса – 0,56 т;
- экологическое исполнение – Евро-3.
В паре с мотором DEUTZ устанавливается пятиступенчатая коробка ZF S5-42.
Модификации автомобиля
Кроме различных силовых агрегатов, автомобиль обладает несколькими по длине колесными базами:
- 3,30 м;
- 3,35 м;
- 3,70 м;
- 4,20 м.
Такое количество вариантов однозначно служит дополнительной популярностью для грузовика. Дополнительно к стандартной кабине выпускается двухместная кабина со спальным местом.
Компания «МАЗ» в сочетании с разнообразными двигателями и различными колесными базами изготавливает следующие модификации:
- бортовой;
- бортовой тентованный;
- самосвал;
- фургон;
- изотермический фургон;
- шасси;
- эвакуатор;
- бортовой с КМУ.
Значительное число модификаций, вариантов колесных баз и исполнения кабины значительно расширили сферы применения МАЗ-4307.
Техническое обслуживание и возможные неполадки
Для поддержания исправного состояния и качественных эксплуатационных параметров любого автомобиля, в том числе и характеристик МАЗ-4370, требуется выполнять ТО в соответствии регламентами компании-изготовителя. Для грузовика «Зубренок» установлены следующие виды необходимого обслуживания:
- ежедневно – перед началом и по окончании работы;
- обкаточное - выполнялась после 1,0 тыс. пробега;
- ТО-1 – 5,0 тыс. км;
- ТО-2 – 20,0 тыс. км;
- сезонное – при смене сезона эксплуатации.
В зависимости от условий работы грузовика пробег между первым и вторым обслуживанием мог быть уменьшен.
Среди возможных неполадок, особенно в начальном периоде эксплуатации автомобиля, необходимо отметить:
- тяжелое включение передач по причине некачественной регулировки сцепления;
- повышенный нагрев заднего моста за счет неточной регулировки шестерен зацепления, а также излишнего количество масла в картере;
- неравномерная работа ГУР из-за наличия воздуха;
- увод машины при движении по прямой, в связи с ослаблением затяжки рессорных стремянок;
- низкое давление в тормозной системе по причине нарушения герметичности;
- проскальзывание натяжного ремня генератора.
Преимущества и недостатки автомобиля
Владельцы в своих отзывах о МАЗ-4370 выделяют следующие основные достоинства грузовика:
- доступную стоимость;
- комфортабельную кабину;
- тяговые параметры двигателей;
- экономичную эксплуатацию;
- низкую высоту загрузки;
- большую площадь платформы;
- компактные размеры.
Среди недостатков чаще всего отмечаются:
- слабая мощность отопителя;
- частые поломки редуктора заднего моста;
- дефекты коробки передач;
- быстрый износ диска сцепления;
- поломки рессор.
Несмотря на наличие недостатков, особенно на начальном этапе выпуска, благодаря своей грузоподъемности, стоимости и наличия большого числа разнообразных модификаций среднетоннажный грузовик МАЗ-4370 пользуется стабильным спросом. Проведенные доработки и модернизации позволяют «Зубренку» оставаться наиболее востребованным в своем сегменте грузовиком.