Двигатель Д-245 – недорогой и качественный силовой агрегат производства Минского завода для комплектования грузового транспорта, автобусов и тягачей, позволяющий осуществлять надежную и длительную эксплуатацию техники при соответствующем уходе и обслуживании.
Развитие производства двигателей
Минский моторный завод (ММЗ, Республика Беларусь) основан в 1963 году. Базой для создания нового предприятия явилось моторное производство в составе тракторного завода (МТЗ), которое осуществляло изготовление двигателей для тракторов марки «Беларусь». Причиной для постройки послужило увеличение объемов производства сельхозтехники на МТЗ, для которой потребовалось дополнительное количество силовых агрегатов. Становление и развитие ММЗ позволило уже в 1964 году обеспечить все трактора «Беларусь» дизелями Д-50, выпущенными на новом моторном заводе.
В дальнейшем разработки новых силовых агрегатов продолжились, что позволило расширить число выпускаемых моделей и объем производства. Параллельно с этим увеличилась номенклатура техники и промышленного оборудования, которые комплектовались минскими моторами.
Продукция предприятия
В настоящее время моторный завод ММЗ выпускает следующую продукцию:
- дизельные двигатели (модель/количество комплектаций):
- Д-242 – 8,
- Д-243 – 12;
- Д-244 – 1;
- Д-245 – 7;
- Д-260 – 16,
- запасные части к силовым агрегатам;
- двигатели для генераторных установок;
- Д-246,
- Д-266,
- специальную технику:
- автобетоносмесители,
- снегоуборщики,
- цистерны,
- компрессорные станции и установки,
- трехцилиндровые моторы малой мощности для различной техники:
- MMZ-3LD,
- MMZ-3LDT.
Применение двигателей
Силовые агрегаты белорусского производства поставляются в несколько стран, в том числе Россию, Украину, Польшу, практически для 45 предприятий. Крупные предприятия-потребители и их продукция, выпускаемая с дизельным двигателем Д-245, перечислены в таблице:
№ п/п | Наименование техники и оборудования | Предприятия |
1 | Тракторы | МТЗ, Онежский тракторозавод, Ташкентский тракторостроительный завод |
2 | Автомобили, большегрузные самосвалы, тягачи | МАЗ, ГАЗ, БелАЗ, МоАЗ, Урал |
3 | Автобусы | ПАЗ |
4 | Дорожная техника, буровые установки | Кохановский завод экскаваторов, Брянский Арсенал, Тверской экскаватор, Амкадор-Минск |
5 | Дизель-генераторные установки | Электроагрегат, Шумерлинский завод спецоборудования, Московский прожекторный завод, Тверьдизельагрегат |
6 | Коммунальная и специальная техника | Мценское предприятие коммунального машиностроения, Заволжский завод тягачей |
7 | Бетоносмесители, строительные машины | Владимирские силовые машины, Каменск-Шахтинский завод бетоновозов |
8 | Комбайны и сельскохозяйственная техника | Гомсельмаш, Лидский механический завод, Ростсельмаш |
9 | Погрузчики | МАЗ-МАН |
10 | Сварочные агрегаты | Уралтермосвар |
Дизель Д-245: применение и параметры
Одним из самых востребованных дизельных силовых агрегатов минского производства является мотор под заводским индексом Д-245. Двигателями Д-245 комплектуются автобусы, грузовые автомобили, большегрузные самосвалы и тягачи. Мотор обладает следующими техническими показателями:
- Тип – дизельный, 4-тактный.
- Вариант исполнения – турбированный, с охлаждением подаваемого воздуха.
- Объем – 4,75 л.
- Мощность – 105 л. с.
- Число цилиндров – 4 шт.
- Расположение цилиндров – рядное.
- Охлаждение – жидкостное.
- Ход поршня (диаметр цилиндра) – 12,5 (11.0) см.
- Частота вращения – 2400 об/мин.
- Степень сжатия – 17,0.
- Масса – 0,54 т.
- Потребление топлива при максимальной мощности – 252,0 г/(кВт·ч).
- Давление масла в системе - 0,30 МПа.
- Расход масла (угар) – 0,4 г/(кВт·ч).
- Механизм запуска - стартер.
- Коробка передач - МКПП, многоскоростная.
Широкому применению силового агрегата способствует и доступная цена двигателя Д-245.
Уход и обслуживание дизеля
Для поддержания двигателя Д-245 в рабочем состоянии во время эксплуатации необходимо проводить техническое обслуживание (ТО). При этом важно знать, что несоблюдение и нарушение сроков выполнения, а также низкое качество используемых расходных материалов снижают ресурс мотора. Кроме этого, увеличивается число поломок, и возрастает объем затрат на ремонт двигателя Д-245.
Минским заводом установлены следующие виды ТО:
- Ежесменное (ЕТО) - пробег до 350 км.
- ТО-1 - 5000 км.
- ТО-2 - 20000 км.
- Сезонное (СО).
При выполнении ЕТО проводится проверка уровня рабочих жидкостей и выполняется доливка при необходимости.
Во время ТО-1 выполняются работы по очистке и мойке силового агрегата, натяжению всех приводных ремней, очистке элементов воздушной системы. На втором ТО-1 меняется масло и масляный фильтр.
При проведении ТО-2 сначала выполняются все операции первого обслуживания, затем меняются топливные фильтры, проверяются и регулируются зазоры клапанов, промывается система охлаждения, осуществляется затяжка крепежных элементов, настраиваются параметры ТНВД.
На сезонном обслуживании происходит переход на технологические материалы, соответствующие предстоящему сезону эксплуатации.
Установка двигателя Д-245 на соответствующую технику, при соблюдении правил и норм обслуживания, обеспечит длительную и продолжительную эксплуатацию транспортных средств.