Человечество всегда стремилось в небо, а легенда об Икаре - лишь одно из свидетельств тому. Только отсутствие подходящих материалов и технологий удерживало от свободного полета. Уже в 18 веке выдающимися учеными была доказана невозможность применения летательных аппаратов, приводимых в движение мускульной силой человека. Появление рабочих образцов паровых двигателей дало энтузиастам надежду на воплощение давней мечты человека в жизнь.
Вопрос о том, почему не делают самолеты с паровым двигателем, сформулирован не совсем корректно. Скорее следует спросить о том, отчего не полетели такие аппараты. Попытки оснастить аэропланы единственным в ту пору рабочим агрегатом были. Так, наш соотечественник Можайский А.Ф. получил патент на изобретенное им воздушное судно еще в 1881 году и построил его. Силовой установкой служили два паровых двигателя английского производства.
Ему удалось построить самолет, но испытания окончились крушением из-за отсутствия компенсаторов крена. Планер просто заваливался на крыло и падал на землю. Более успешными на поприще строительства самолетов с паровыми двигателями были братья Георг и Уильям Беслер. Они в 1933 году смогли поднять в воздух свой биплан с силовым аппаратом двойного расширения. Так все же, почему не делают самолеты с паровым двигателем?
Современные разработки в авиастроении
Отказ от применения этого типа силовых агрегатов в самолетостроении обусловлен, прежде всего, низким КПД. Попытки его повышения приводят к таким техническим и технологическим проблемам, разрешение которых сводит все положительные стороны парового привода к нулю. А достоинства у него есть. К примеру, возможность реверса существенно уменьшает длину пробега аппарата после посадки.
Уровень шума от такого двигателя настолько невысок, что в полете возможен разговор в открытой кабине без специальных средств. В качестве топлива возможно использование любых горючих веществ: спирта, газа, сырой нефти, каменного угля и многого другого. Мало того, повысить коэффициент полезного действия можно за счет применения аммиака в роли рабочего тела двигателя.
Еще в конце семидесятых годов прошлого века группой советских инженеров под руководством Макарова Ю.В. был разработан проект и воплощен в металле аммиачно-паровой двигатель. На испытаниях он показал приличные характеристики, а в изготовлении был значительно проще двигателя внутреннего сгорания. Возникает законный вопрос о том, почему не делают самолеты с паровым двигателем.
Ответ лежит во многих плоскостях, начиная с банального нежелания, казалось бы, заинтересованных ведомств внедрять изобретение и заканчивая всемирным заговором нефтяных компаний, которые стараются притормозить развитие альтернативного двигателестроения. Возможно, истощение ресурсов на нашей планете все же заставит человечество опомниться, и тогда вопрос о том, почему не делают самолеты с паровым двигателем, перестанет стоять на повестке дня.
Развитие воздушного транспорта и строительство принципиально новых авиалайнеров еще пока довольно туманно. Для простого же человека, живущего с мечтой о полете, доступен разве что самолет радиоуправляемый. Эта игрушка позволит почувствовать себя настоящим пилотом и покорителем небес.