Студенты средних и высших художественных учебных заведений не понаслышке знают, что такое академический рисунок, потому что он обычно входит в программу обучения. Это совершенно отдельный вид рисунка, который можно отнести к учебным. Опытные живописцы также применяют его в своих работах, но в качестве наброска, подготавливающего к более масштабной и ответственной картине.
Не стоит думать, что его просто рисовать, здесь нужно проявить все свое мастерство, показать искусство наброска, передать объем на плоскости. Обычно выполняется академический рисунок карандашом, но возможны и исключения. Например, иногда мастером выбирается такой материал, как сепия, уголь или сангина. Ими рисовать сложнее, нежели графитным карандашом, поскольку все эти материалы требуют сноровки и навыков в работе. К тому же в случае зарисовки неправильных штрихов уголь стереть уже невозможно.Академический рисунок выполняется на белой или тонированной бумаге. В первом случае самым светлым оттенком считается лист, а самым темным - насыщенный тон карандаша. На тонированной бумаге для придания рисунку бликов используются светлые мелки. Варьирование тонов от самого светлого до темного зависит от мастерства художника и умения пользоваться материалами.
В зависимости от постановки, различают несколько видов, на которые делится академический рисунок: портрет, фигура в одежде или обнаженная, торс, бюст, кисти рук, разное положение фигуры. Зарисовка картины происходит постепенно, но не из одного угла в другой: части рисунка изображаются одновременно, просто со временем детализируются, уточняются, набирают нужный, более насыщенный тон.
Академический рисунок имеет несколько этапов. Прежде всего, художник должен сделать эскиз, чтобы примерно представлять конечный результат будущей работы. Быстрый набросок позволит понять, как расположить лист, правильно подобрать пропорции, направление движения натурщика, отношение плоскостей и т.д. Затем можно приступать к наброску, чтобы уловить характер портрета или движение фигуры, установить основные пропорции, направление.Следующим этапом является построение плоскостей, объемов, фигуры, перспективы. Чтобы правдоподобно изобразить человека, необходимо обладать знаниями анатомии тела, знать направление и расположение мышц. Также нужно изобразить плоскости, в которых находится фигура. Последним, завершающим, этапом считается штриховка. Здесь художник должен не только правильно выбрать тон, но и направление штриха, его вид и толщину. Штриховка позволяет изобразить предметы ближе или дальше, в горизонтальном или вертикальном положении, сформировать тень и свет.
Академический рисунок введен в учебную программу многих художественных заведений, потому что он позволяет ученику научиться быстро и четко передавать на бумаге малейшие детали натурщика, его характер, позу, движения. Если человек может позировать на протяжении нескольких часов, что позволяет детально его изучить, то животных или птиц нужно рисовать очень быстро. Такая техника рисования развивает фантазию и сообразительность художника, обучает использованию различных материалов.