Как правильно накачать шины зимой, чтобы обеспечить безопасное давление?

Зимой колеса испытывают повышенные нагрузки - резкие перепады температур, снег, лед. Но многие водители недооценивают важность правильного давления в шинах для безопасности. В этой статье я подробно расскажу, как грамотно накачать колеса зимой с учетом особенностей сезона.

Назначение давления в шинах и его влияние на управляемость

Давление в шинах - это показатель, отражающий количество воздуха внутри колеса автомобиля. Оно измеряется в атмосферах или барах. Правильно подобранное давление обеспечивает оптимальное сцепление шины с дорогой и равномерный износ протектора.

Давление в шинах представляет собой показатель, отражающий количество воздуха в колесе автомобиля. Выражается в кг на 1 см2. Значения давления должны точно соответствовать указаниям автопроизводителя.

От уровня давления зависит:

  • Сцепление с дорожным покрытием
  • Износ протектора шины
  • Расход топлива
  • Комфорт и плавность хода

При недостаточном давлении уменьшается площадь контакта шины с дорогой, снижается сила сцепления, возрастает риск пробуксовки и заноса. А при избыточном давлении пятно контакта тоже уменьшается, перегружается центральная часть протектора, быстрее изнашивается резина.

Механик накачивает заднее колесо автомобиля до нужного зимнего давления с помощью точного компрессора

Методы измерения давления в шинах

Чтобы узнать текущий уровень давления в шинах, используют специальные манометры. Они бывают механические и электронные.

Ручные манометры

Это наиболее распространенный тип устройств для замера давления. Как правило, манометр входит в комплект автомобильного компрессора. Преимущества:

  • Простота и доступность
  • Неприхотливость к условиям эксплуатации
  • Низкая стоимость

Недостатки механических манометров:

  • Неточность показаний
  • Быстрый износ механизма со временем

Для получения точных значений давления с помощью таких приборов рекомендуется регулярно калибровать показания на СТО.

Шипы зимней шины сверкают на фоне замерзшего озера в лучах утреннего солнца

Электронные системы контроля

Современные автомобили оснащаются электронными датчиками давления и системой TPMS, которая в режиме реального времени отображает текущие параметры для каждого колеса на панели приборов.

Преимущества TPMS:

  • Высокая точность измерений
  • Удобство контроля давления в движении
  • Автоматическое оповещение о критическом падении давления

Недостатки:

  • Высокая стоимость
  • Необходимость обслуживания электронных компонентов

Для классических автомобилей без TPMS выпускают отдельные комплекты датчиков, которые монтируются на шинах и передают данные о давлении на приемник в салоне.

Единицы измерения давления и переводные коэффициенты

В России принято указывать давление в шинах в технических атмосферах (Atm) или барах (Bar).

В России давление в шинах измеряют в технических атмосферах (Atm) или барах (Bar).

1 атмосфера составляет около 98,7% от 1 бара. Такая небольшая разница на практике несущественна, поэтому автопроизводители часто используют обозначения Atm и Bar как равнозначные.

Существуют и другие единицы измерения давления:

  • кПа (килопаскаль) - метрическая единица давления в СИ
  • psi (фунт на квадратный дюйм) - используется в США и Великобритании

Для пересчета давления из одних единиц в другие используют следующие формулы:

  1. 1 атм = 1,033 кг/см2 = 101,33 кПа = 14,7 psi
  2. 1 бар = 0,98 атм = 100 кПа = 14,5 psi

Например, если в инструкции по эксплуатации Skoda Octavia указано давление 2,2 бара, то в других единицах это будет:

  • 2,2 атм
  • 220 кПа
  • 31,9 psi

Влияние температуры на давление в шинах

На уровень давления в шинах существенное влияние оказывает температура окружающего воздуха. Это связано с физическими свойствами газов - при нагревании объем газа увеличивается, а при охлаждении - уменьшается.

Как правило, на каждые 8-10 градусов изменения температуры давление в шинах падает или растет примерно на 0,1 бар. Таким образом, если колеса были накачаны в теплом помещении до 2,2 бар, то на морозе -20°C давление может упасть до 1,9 бар.

Для разных типов шин существуют свои поправочные коэффициенты на температуру. Например, для зимних шин падение давления составляет около 0,15 бар на 10 градусов.

Как узнать нужное давление для вашего автомобиля

Чтобы определить оптимальные параметры давления для конкретной модели автомобиля, необходимо обратиться к инструкции по эксплуатации или табличке с данными, размещенной в салоне (на двери водителя или крышке бензобака).

Там обычно указывают разные значения давления для передних и задних шин с учетом весовой нагрузки. Например, для Mazda CX-5 рекомендованные параметры составляют соответственно 2,3 и 2,5 бар.

Также давление можно рассчитать исходя из индекса нагрузки конкретной модели шины. Этот показатель обозначается буквами и цифрами на боковине (например, 95V).

Особенности накачки шипованных шин

Для шипованных шин допустимо превышение рекомендованных значений давления в пределах 10-15%. Это объясняется тем, что на слегка перекаченных колесах шипы лучше впиваются в лед и улучшается сцепление.

Однако сильная перекачка или недокачка шипованок опасны - повышается вероятность повреждения шины при наезде на препятствия, ухудшается курсовая устойчивость на скользкой дороге.

Последствия неправильного давления в шинах зимой

Езда зимой с неправильно накачанными шинами чревата множеством неприятных последствий:

  • При завышенном давлении страдает управляемость, комфорт, ускоряется износ шин
  • При заниженном - возрастает риск аквапланирования и заносов

Особенно опасна ситуация, когда давление в шинах на одной оси отличается от другой. Это приводит к "уводу" автомобиля и потере курсовой устойчивости.

Регулярный контроль и поддержание давления в шинах

Давление в шинах зимой рекомендуется проверять не реже 1 раза в 2 недели. А в морозы эту процедуру желательно проводить еще чаще - раз в неделю.

При обнаружении отклонений требуется сразу же подкачать или стравить лишний воздух до нужного уровня давления. Для постоянного мониторинга состояния шин полезно использовать специальные контрольные клапаны на вентилях или системы TPMS.

Алгоритм проверки и регулировки давления в шинах

Чтобы правильно отрегулировать давление в шинах зимой, рекомендуется придерживаться следующих шагов:

  1. Убедиться, что шины холодные - они простояли не менее 3 часов без движения
  2. Подсоединить манометр к ниппелю шины и снять показания
  3. Сравнить полученные значения с рекомендованными для данной модели автомобиля
  4. При необходимости докачать или стравить воздух компрессором до нужного уровня
  5. Повторить процедуру для остальных колес

Перед накачкой в гараже следует учесть разницу температур снаружи и добавить к рекомендованному давлению 0,2-0,3 бара.

Выбор оптимального оборудования для проверки давления

Для регулярного контроля давления в шинах зимой понадобятся:

  • Манометр (желательно цифровой) с точностью не менее 0,1 бара
  • Компрессор мощностью от 25 литров в минуту
  • Гибкий шланг длиной не менее 4 метров

Такой набор позволит оперативно и точно замерять давление и регулировать его подкачкой или сбросом воздуха. Дополнительно рекомендуются контрольные клапаны на шинах для постоянного мониторинга.

Влияние степени загруженности автомобиля на давление

С увеличением нагрузки на автомобиль возрастает и давление в шинах. Как правило, при полной загрузке по нормативам автопроизводителя давление необходимо увеличивать примерно на 0,2-0,3 бара.

Однако точные значения зависят от конструктивных особенностей автомобиля и указываются в инструкции по эксплуатации. Не рекомендуется превышать максимально допустимое давление для установленной модели шин.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
полностью поддерживаю. чем меньше полщадь контакта на зимней дороге тем лучше сцепление. обьясняю почему не сходится с физикой да потому что большая площадь контакта и хорошее сцепление актуально только на гоночном треке где покрытие и резина разогретая. а в жизни большое контактное пятно на гололёде резко увеличивает вероятность потери управления. вывод зимой давление в шинах должно быть на пару процентов больше от номинального.
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.