Среднестатистический работодатель тратит на изучение информации, приведенной в резюме потенциального работника, около трех минут. Поэтому ваша самопрезентация должна сочетать в себе информативность и лаконичность. Зная, как составить резюме на работу, вы получаете определенное преимущество перед конкурентами и в считанные минуты можете произвести положительное впечатление на работодателя.
Не стоит воспринимать резюме, как простую формальность. Это не просто информационный лист, а настоящий документ, благодаря которому работодатель заочно знакомится с потенциальным сотрудником составляет первое впечатление о нем. Опытный рекрутер в считанные минуты определит ваш уровень профессионализма и личные качества по одному лишь резюме. Поэтому важно зарекомендовать себя с самой лучшей стороны. Освоив умение качественно подать себя, вы преодолеете первую ступень на пути к карьерным высотам. Как правильно составить резюме на работу?
Структура резюме
Для качественной самопрезентации нужно знать структуру документа. Поможет разобраться в том, как составить резюме, образец-план. Он включает такие пункты:
- Заголовок. В шапке документа должно значиться слово "Резюме". Многие предпочитают опускать этот пункт, но это не совсем правильно. За день руководителю предприятия приходится иметь дело с множеством документов. Наличие названий поможет правильно посортировать бумаги и не запутаться в них. Также можно сразу указать ФИО. Например, "РЕЗЮМЕ Иванова Ивана Ивановича".
- Цель. Прежде чем создать резюме для поиска работы, вы должны определиться с должностью, на которую претендуете. Это особенно важно для больших организаций, где функционирует большое количество отделов и работает много специалистов. Таким образом, под заголовком вы должны написать "Цель - соискание должности торгового представителя" (бухгалтера, переводчика, начальника отдела продаж и так далее). Можете также указать зарплату, на которую вы претендуете.
- Личные данные. Если вы не указали ФИО в шапке документа, напишите эту информацию в данном разделе. Также здесь должна быть обозначена дата рождения и контактные данные. Укажите максимальное количество каналов, по которым работодатель может с вами связаться (адрес, мобильный и городской телефон, электронная почта, мессенджеры и так далее). Если это уместно, можно указать семейное положение и наличие детей.
- Образование. Это учебные заведения с отметкой о периоде обучения, специальности и степени. Также можно упомянуть о посещении специализированных курсов и семинаров.
- Опыт работы. Это предыдущие места работы с указанием периода и должности. Будет уместным упомянуть о должностных обязанностях. Вполне можно создать резюме без опыта работы, в этом нет ничего зазорного. Чтобы документ выглядел более презентабельно, выпускники учебных заведений могут указать место и период прохождения производственной практики.
- Достижения. Этот пункт не обязательный, но он может значительно увеличить ваши конкурентные преимущества. Если благодаря вам на предыдущем месте работы были увеличены объемы продаж, сокращены издержки или улучшены условия труда, пишите об этом не стесняясь. Желательно указывать конкретные цифры.
- Профессиональные навыки. Опишите все свои умения, которые будут вам полезными на должности, на которую вы претендуете.
- Дополнительная информация. Это все то, что не умещается в рамки профессиональных навыков, но также может быть полезно в работе. Например, загранпаспорт, виза, водительские права и так далее.
- Личные качества. В данном разделе вы должны охарактеризовать себя как хорошего работника. Это пунктуальность, исполнительность, стрессоустойчивость и так далее, в соответствии с конкретной должностью.
- Рекомендации. Если у вас есть рекомендательные письма с предыдущих мест работы или прошлые руководители готовы подтвердить вашу компетентность, обязательно укажите это. Перечислите ФИО, должности и контактные данные этих людей.
Самые полезные навыки для офисных работников
Далеко не каждый претендент на ту или иную должность знаком с правилами того, как написать резюме. Образец и структура, безусловно, важны, но ключевое внимание уделяется именно содержанию. Если вы не знаете, что именно выделить в графе "профессиональные навыки", обратите внимание на умения, которые наиболее ценятся современными работодателями:
- Деловое общение - это умение вести личные переговоры и переписку с клиентами, поставщиками и партнерами. Важно иметь представление о нормах этикета и применять их на практике.
- Знание иностранных языков - это ценный навык для тех, чья работа подразумевает чтение технической документации или деловой переписки с иностранцами, прием делегаций или заграничные командировки.
- Работа с клиентской базой - умение собирать, систематизировать и хранить данные о клиентах и партнерах.
- Бюджетирование - планирование и анализ затрат организации в целом и ее отдельных подразделений.
- Обеспечение жизнедеятельности офиса - это способность создавать комфортные условия, планировать материальное обеспечение, а также создавать благоприятный эмоциональный климат и решать конфликтные ситуации.
- Планирование продаж - подразумевает составление плана реализации товара, опираясь на текущую ситуацию и показатели прошлых периодов.
Заполнение графы о личных качествах
Если вам нужно создать резюме на работу, шаблон непременно должен содержать информацию о ваших личных качествах. Это самая противоречивая графа, ведь каждый человек хочет выставить себя с наилучшей стороны. К тому же, эту информацию трудно проверить. Чтобы резюме выглядело презентабельно, запомните такие правила:
- Не переусердствуйте в описании своих личных характеристик. Оптимальное количество пунктов - пять.
- Указывайте только те характеристики, которые существенны для должности, на которую вы претендуете.
- Пишите в сдержанном тоне. Юмор или витиеватость будут неуместными.
- Представьте себя на месте работодателя. Так вы определите наиболее ценные качества, которыми должен обладать сотрудник.
- Пишите только о тех личных качествах, которые вы можете подтвердить примерами из личного опыта.
Основные правила
Правильно составленная самопрезентация - это половина успеха при поиске работы. Как составить резюме грамотно и качественно? Чтобы ваш документ был содержательным, запомните такие правила:
- Пишите кратко. Резюме должно уместиться на одном листе формата А4. Но это не значит, что вы можете хитрить, уменьшая поля, шрифт и отступы между строками. Просто научитесь выделять наиболее существенную информацию.
- Пишите грамотно. Прежде чем отправить самопрезентацию в отдел кадров организации, несколько раз перепроверьте. Не должно быть грамматических и пунктуационных ошибок и даже опечаток. Одна небольшая описка может испортить впечатление о вас.
- Приложите фото. Это создаст иллюзию заочного знакомства работодателя с вами. У такого резюме гораздо больше шансов, чем у "обезличенного". Проигнорировать этот пункт можно только в том случае, если ваша должность не подразумевает общения с клиентами. То есть, вы не будете лицом организации.
- Не пишите лишнего. Указывайте только ту информацию, которая непосредственно касается рабочего процесса. Упоминать о вашем умении вышивать крестиком, танцевать танго или о спортивных рекордах неуместно.
Полезные советы
Создать резюме на работу, где будут соблюдены структура и основные правила, не так сложно, как может показаться. Руководствуясь некоторыми полезными советами, вы справитесь с этой задачей без труда:
- Говорите на языке работодателя. Изучите официальный сайт или рекламные проспекты организации. Выделите особенности стиля и постарайтесь писать свое резюме в такой же манере.
- Дайте соискателю то, что ему нужно. Каким бы талантливым и разносторонним человеком вы не были, указывайте только те качества, которые интересуют потенциального работодателя. Их перечень, как правило, значится в описании вакансии.
- Отойдите от шаблона. Не всегда подходит стандартный образец резюме. Составляем резюме гибко и креативно! Структуру, содержание, а также последовательность изложения информации нужно определять индивидуально, исходя из особенностей должности и корпоративной культуры организации.
- Не оставляйте недосказанности. Например, если вы слишком мало проработали в какой-то организации, не заставляйте работодателя спрашивать о причинах. Укажите их сами. Если вы долгое время не работали, укажите, чем вы занимались в этот период (фриланс, ведение домашнего хозяйства и так далее).
- Позаботьтесь об оформлении. Используйте качественную плотную бумагу. Обязательно распечатывайте резюме на принтере. Работодатель не будет тратить время на то, чтобы разбираться в рукописном тексте.
Оформление документа
Если вам нужно составить самопрезентацию, удобнее всего создать бланк в Word. Резюме на работу должно соответствовать таким параметрам:
- Основной текст должен быть написан 12-м кеглем.
- Названия подзаголовков нужно выделять жирным шрифтом. Также кегль можно увеличить до 14-го.
- Верхнее, нижнее и правое поля должны быть равны 2 см. Левое поле - 1 см.
- Наиболее оптимален для чтения полуторный междустрочный интервал. Если информация не помещается на одном листе, можно уменьшить его до одинарного.
- Не используйте курсив, подчеркивание и заливку. Это перегрузит документ и сделает его восприятие затрудненным.
7 ошибок при составлении резюме
Незнание основ того, как составить резюме на работу, приводит к серьезным ошибкам, которые могут привести соискателя к фиаско. Чтобы получить желаемую должность, помните о семи ошибках составления резюме и никогда не допускайте их.
- Обман. Иногда, пытаясь создать хорошее резюме на работу, соискатели приукрашивают действительность, приписывая себе несуществующие достижения, навыки и качества. Да, ложная самопрезентация может стать пропуском на собеседование. Но при личном контакте рекрутер сразу разоблачит вас. Вы не просто не получите должность, но и рискуете попасть в черный список организации.
- Вычурность. Витиеватый шрифт, разноцветные маркеры, рамки, иллюстрации и прочие украшения неуместны в резюме. Резюме - это, в первую очередь, документ. Он должен выглядеть соответствующим образом.
- Канцеляризм. Клише и чрезмерная официальность не красят ваше резюме. Пишите простыми словами, живым и понятным языком.
- Обобщенная информация. Как охарактеризует вас пункт "Знание ПК"? Никак, потому что даже ребенок умеет обращаться с компьютером. А вот если вы опишите программные продукты, с которыми вы умеете работать, это сыграет вам на пользу. Это касается любых профессиональных навыков.
- Неправильный формат. Файлы PDF, DJVU и так далее требуют специальных программ для чтения. Если на компьютере рекрутера они не установлены, ваше электронное резюме будет проигнорировано. Поэтому правильным решением будет создать бланк резюме на работу в формате doc.
- Пустое резюме. Если у вас нет опыта работы, если у вас за плечами только одно образовательное учреждение, скорее всего, ваше резюме поместится на половине листа. Но такой "пустой" документ не вызывает доверия. Постарайтесь заполнить лист. Напишите больше о профессиональных навыках и личных качествах, увеличьте шрифт на один пункт.
- Фривольность. Не используйте сленг, а также не указывайте адрес электронной почты с легкомысленным никнеймом (например, little_girl, kotenok и так далее).
Хитрости от рекрутеров
Составление резюме на работу - это не просто навык. Это настоящая наука и в какой-то степени искусство. Рекрутеры делятся с соискателями тремя хитростями, которые помогут произвести хорошее впечатление на работодателя:
- Не будьте слишком откровенны. В резюме достаточно описать свои сильные стороны. А вот о недостатках лучше не упоминать. У вас будет возможность рассказать об этом на собеседовании. А если вы укажете в резюме, что чего-то не умеете или не знаете, скорее всего, не пройдете первичный отбор.
- Оформляйте документ лаконично и аккуратно. Четко структурируйте данные, выделяйте главное. Резюме должно быть читаемым. Это составит о вас впечатление как об аккуратном и рациональном человеке.
- Будьте жизнерадостны и оптимистичны. Это не значит, что нужно писать в резюме шутки и анекдоты. Просто ваш текст не должен быть сухим перечислением фактов. О своих личных качествах пишите живо и от первого лица. Если вы прикладываете к резюме фотографию, пусть она будет с улыбкой. Позитивные люди нравятся работодателям больше, чем строгие и скучные.
Сопроводительное письмо
Если вы знаете, как правильно и информативно создать резюме, работу в Москве и любом другом крупном городе будет найти достаточно просто. В мегаполисах личный контакт соискателя и работодателя происходит в последнюю очередь. Первым делом – тщательный анализ резюме. А если вы хотите, чтобы работодатель узнал о вас побольше, приложите сопроводительное письмо. Оно составляется в более свободной и развернутой форме, чем резюме, и должно содержать такую информацию:
- Из какого источника вы узнали о вакансии и почему она вас заинтересовала.
- Рассказ в произвольной форме, почему именно вы подходите на вакантную должность. Двух-трех небольших абзацев будет достаточно.
- Пояснение, чем вас заинтересовала данная конкретная организация, почему вы хотите в ней работать. Достаточно одного лаконичного абзаца.
- Продублируйте контактную информацию, которая есть в резюме.
Как создать резюме на работу: образец бланка
Самопрезентация - это не так просто, как кажется. Важно не только содержание, но также структура и оформление. Неправильно составленное резюме может свести на нет все ваши достижения и достоинства. Поэтому не поленитесь и создайте на своем личном компьютере шаблон резюме, который вы каждый раз будете заполнять, исходя из требований конкретной вакансии.
РЕЗЮМЕ ФИО (в родительном падеже) | |||
Цель: соискание должности ... | |||
Контактные данные | Почтовый адрес | ||
Мобильный телефон | |||
Домашний телефон | |||
Электронная почта | |||
ОБРАЗОВАНИЕ | |||
Период обучения | Учебное заведение | Специальность | Степень |
ОПЫТ РАБОТЫ | |||
Период работы | Организация | Должность | Достижения |
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ | |||
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ | |||
ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА | |||
РЕКОМЕНДАЦИИ |
Резюме для менеджера по продажам
Менеджер по продажам - это одна из самых востребованных вакансий на данный момент. С одной стороны, эта работа хороша для старта карьеры. С другой стороны, она требует определенного уровня знаний и опыта работы. Как составить резюме? Образец для менеджера по продажам позволит вам грамотно презентовать себя.
РЕЗЮМЕ Сидорова Сидора Сидоровича | |||
Цель: соискание должности менеджера по продажам с заработной платой от 50000 рублей | |||
Дата рождения | 24.02.1988 | ||
Почтовый адрес | г. Ставрополь, ул. Пушкинская, 77 кв. 99 | ||
Мобильный телефон | +7-000-000-00-00 | ||
Электронная почта | sidorov_sidor@mail.ru | ||
ОБРАЗОВАНИЕ | |||
2005-2010 гг. | Северо-Кавказский социальный институт | Реклама | Специалист |
2005-2008 гг. | Северо-Кавказский социальный институт | Профессиональные коммуникации | Бакалавр |
ОПЫТ РАБОТЫ | |||
2011 - 2013 гг. | ООО "Рекламная компания №1" | Менеджер по продвижению рекламных услуг | - Анализ рынка; - контакты с клиентами; - послепродажное обслуживание |
2008 - 2011 гг. | ООО "Маркет Менеджмент" | Менеджер по продвижению финансовых услуг | - Наработка клиентской базы; - проведение переговоров; - организация презентаций; - заключение договоров |
2013 | Коучинг НЛП-тренера П.П. Петрова | "Специалист по продажам" | |
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ | |||
- Английский язык (разговорный); - уверенный пользователь «Фотошоп»; - работа с базами данных; - организация проведение переговоров; - установление и поддержание деловых контактов | |||
ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА | |||
- Ответственность; - внимательность; - исполнительность; - лидерские качества; - высокая работоспособность | |||
РЕКОМЕНДАЦИИ | |||
Директор ООО "Рекламная компания №1" Викторов Виктор Викторович (+7-000-000-00-00) |
Резюме водителя
Не только офисным сотрудникам важно знать, как правильно создать резюме на работу. Образец написания самопрезентации также понадобится водителю. Грамотное резюме в разы повысит шансы на получение желаемой должности.
РЕЗЮМЕ Михайлова Михаила Михайловича | |||
Цель: соискание должности водителя с заработной платой от 50000 рублей | |||
Дата рождения | дд.мм.гг. | ||
Почтовый адрес | город..., улица..., дом..., кв... | ||
Мобильный телефон | |||
Электронная почта | |||
ОБРАЗОВАНИЕ | |||
2002-2007 гг. | Политехнический университет города... | Обслуживание и ремонт автомобильного транспорта | Бакалавр |
ОПЫТ РАБОТЫ | |||
2011 - ... | ООО "..." | Водитель грузового автомобиля | - Доставка коммерческих грузов; - контроль технического состояния автомобиля; - прохождение техосмотра |
2008 - 2011 гг. | ООО "..." | Водитель-экспедитор | - Оперативная доставка товара в торговые точки; - заполнение отчетной документации; - контроль погрузки-выгрузки изделий |
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ | |||
- водительские права категорий В и С; - стаж вождения 8 лет; - знание устройства автомобиля; - умение работать с отчетной документацией. | |||
ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА | |||
- ответственность; - внимательность; - исполнительность; - коммуникабельность; - высокая работоспособность | |||
РЕКОМЕНДАЦИИ | |||
Директор ООО "..." ФИО (+7-000-000-00-00) |
Пример резюме для выпускника без опыта работы
Если вы только что закончили учебное заведение, для вас крайне важно знать, как создать резюме на работу. Пример поможет вам в этой непростой задаче.
РЕЗЮМЕ Иванова Ивана Ивановича | |||
Цель: соискание должности стажера с заработной платой от 10000 рублей | |||
Дата рождения | дд.мм.гг. | ||
Почтовый адрес | город..., улица..., дом..., квартира... | ||
Мобильный телефон | |||
Электронная почта | |||
ОБРАЗОВАНИЕ | |||
2011-2016 гг. | Московский государственный университет | Психология | Магистр |
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ | |||
- английский язык (со словарем); - уверенный пользователь «Фотошоп»; - администрирование сайтов; - психологическое консультирование молодежи; - умение работать с большими объемами информации | |||
ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА | |||
- ответственность; - исполнительность; - хорошая обучаемость; - стремление к самообразованию; - приверженность здоровому образу жизни | |||
РЕКОМЕНДАЦИИ | |||
- Декан факультета психологии ФИО (+7-000-000-00-00) |