В воспитательных целях приобщать детей к культуре, народным традициям лучше с раннего возраста. В детском саду у малышей есть возможность познакомиться с обычаями старины, принять активное участие в подготовке к празднованиям.
Проводы зимы - событие из взрослой жизни. Перевод его в детскую необычен. Донести до ребят его смысл через сказку-игру - интересная задача для воспитателя.
Общие сведения
Организация любого праздника в детском саду требует тщательной подготовки, планирования, репетиций, декораций. На Масленицу сценарий для детей детского сада начинается с введения в тему, знакомства с традицией.
Четкой фиксированной даты по календарю для Масленицы нет, масленичная неделя начинается за 56 дней до Пасхи, из года в год приходясь на разное число. На Руси каждый из дней недели проводов зимы имел свое название, был заполнен конкретными действиями.
Пн | "встреча" | выпекание блинов |
Вт | "заигрыш" | игра в снежки, катание на санях |
Ср | "перелом" | тещи для зятьев пекут блины |
Чт | "широкий" | балаган, качели, крепости, кулачные бои, застолья |
Пт | "тещины вечера" | зятья приглашают на блины тещ |
Сб | "золовкины посиделки" | невестки зовут на блины родных |
Вс | "прощенное" | +ко всему прыжки через костер |
Плакат с названиями можно прикрепить на стену в качестве оформления помещения, каждый день проводить соответствующую ролевую игру.
Праздник по происхождению языческий. С введением христианства церковь включила его в свой календарь во избежание разногласий. Среди родителей могут оказаться сторонники разных вероучений, взглядов на мироздание. Лучше познакомить детей с древним обычаем ненавязчиво, больший акцент делая на природе, не подвергая испытанию толерантность.
Символ Масленицы - Солнце. Ключевое блюдо - блины. Идеи для начинки у каждого кулинара свои.
Работа по оформлению
Работа над сценарием праздника Масленица в детском саду начинается с подготовки помещения. К оформлению зала следует подойти со всей серьезностью. Часть декораций займут поделки, изготовленные непосредственно во время масленичной недели. Другие украшения дети с родителями смастерят заранее.
Под потолок красиво повесить объемное солнце - Ярило (раскрасить воздушный шар, приклеить к нему лучи из желтого картона). Если рядом прикрепить перевернутый раскрытый зонт, с которого будут свисать гирлянды из маленьких солнышек, получится красивый переход от зимы к весне, особенно при расклеенных по стенам снеговиках из ваты, классических вырезанных из бумаги снежинках, зеленых листочках, цветах. На листьях дети напишут свои собственные или подобранные стихи о Солнце. Ближе к дверям к потолку крепится еще один круг – оранжевый. К нему нужно приклеить длинные разноцветные атласные ленты - лучи, концы которых любым образом тоже фиксируются наверху.
Из цветной бумаги дети должны вырезать много маленьких кружочков, полосок тонких. Лучики приклеиваются к солнышкам, которыми на стене выкладывается слово "Масленица", словно оно вышито бисером.
Снаружи вход в помещение оформляется в виде деревенского домика. Изнутри лучше придумать что-нибудь сказочное, например много воздушных шаров всех цветов радуги, надпись: "Солнечная страна".
Инициатива приветствуется. Символ можно связать спицами, крючком, вышить крестиком, гладью, нарисовать гуашью, фломастерами, цветными мелками.
Красиво, легко сделать гирлянды из полосок цветной бумаги. Полоски склеивать в кольца, которые соединяются друг с другом не просто цепью, а в произвольном порядке. Длинные гирлянды растягивать по помещению интереснее – больше простора для оформительской фантазии.
Если в группе есть по-настоящему даровитые художники, для них по сценарию Масленицы в детском саду подойдет задание нарисовать Ярило, Весну, Масленицу, расклеить по стенам в разных местах.
На видном месте эффектно будет смотреться крупное фото сковороды с высокой стопой блинов, с плошкой красной икры на столе.
Оформление - импровизация, несмотря на заблаговременную подготовленность идей. Непосредственно при расклеивании декораций обязательно появятся мысли, особенно у детей, которые непременно нужно осуществить.
Дни подготовки к утреннику (узкая Масленица)
В первые дни праздника дети усваивают сведения о нем, если для них это ново. Те, кто празднует не впервые, может с интересом по-своему просветить новичков. По сценарию масленицы в детском саду малыши должны узнать, что дни с понедельника по среду называют "Масленицей узкой".
В качестве подвижных физминуток подойдут прыжки в мешках, перетягивание каната, «слон», в которого играют 2 команды: 1 участник, согнувшись, опирается на стену, следующий обхватывает его за пояс. Так друг за друга цепляются все участники команды «слон». Наездники разбегаются, запрыгивают как можно дальше. Задача: не упасть.
Для развития речи неплохо продолжить тему литературных фантазий о Солнце. Теперь уже в прозе. Как Ярило прогоняет зиму, оладьи превращаются в Солнца, леди Масленица учит всепрощению.
Символ праздника - круг - навевает любопытную ассоциативную идею - мандалы. Воспитателю достаточно распечатать нужное количество трафаретов. Другой вариант - нарисовать каркас циркулем, накладывая круги одинакового размера друг на друга. Красить цветными карандашами, гелевыми ручками, фломастерами интересней совмещенно. Несколько человек могут работать над одной мандалой.
Более простые поделки - солнца из одноразовой бумажной тарелки, изготовленные разными способами.
Дни подготовки к утреннику (широкая Масленица)
Здорово, если после мероприятия в детском саду у каждого малыша останется в доме крошечная Масленица-оберег.
С оберегами дети работают в четверг – первый день "широкой" Масленицы. Готовую куклу ребенок берет с собой на обед, тихий час. Перед уходом домой каждый сочиняет для своей куклы небольшую историю - начало длинной увлекательной биографии, которую дети обещают заносить в дневник (сначала при помощи родителей, после обучения грамоте - самостоятельно).
Костюмированный праздник в помещении
В субботу детвора приходит в костюмах. По сценарию Масленицы в детском саду начинается все с того, что малыши под музыку перемещаются по залу, импровизируя свободный танец, любуясь костюмами друг друга. Масленичный карнавал лучше делать неконкурсным, чтобы избежать обид остальных при выборе лучших.
Затем каждый из ребят рассказывает остальным коротко о своем костюме: кто он такой, почему выбрал именно этот образ. Здорово, если помимо рассказа малыш подготовит интересный концертный номер.
Субботний сценарий Масленицы в детском саду в группе может быть любым, на усмотрение воспитателя. На посиделках в столовой за завтраком ребята обмениваются впечатлениями об уже пережитых предыдущих праздничных днях, отмечают, что больше всего запомнилось. Так как костюмированные проводы зимы по времени совпадают с западноевропейскими карнавалами, стоит перед детьми поставить вопрос, чем же все-таки отличается русское мероприятие от иностранных. Чувство национальной любви к Родине развивается в душе сызмальства.
Праздник на свежем воздухе
На улице весело организовать забег с препятствиями на детской площадке. Организаторы заранее продумывают маршрут по лесенкам, горкам, качелям, песочницам. Для разнообразия добавляются препятствия с отгадыванием загадок, решением головоломок. Перепрыгивание по цветным кругам, санки-паровозики развивают подвижность, скрепляют дружбу. Бегут ребята не на скорость. Судьи оценивают оригинальность, необычность, выразительность действия. Празднуя Масленицу в детском саду, сценарий на улице зависит от погоды. Весенний дождь может нарушить планы, мероприятие с зонтиками лучше сделать коротким, шумным, остальную часть концерта перенести в помещение. В сухую, снежную погоду интереснее вплести игру в костюмированное представление "И все-таки кувшинка".
Действующие лица: Братец-Весна, Сестрица-Весна , Снежана, Жар-Птица, скворцы. При желании актеров персонажи могут коротко рассказать о себе.
Начинается представление танцем скворцов. К ним присоединяется Жар-Птица. В руках танцоров бумажные снежинки превращаются в цветы.
Жар-Птица:
- Летят скворцы во все концы! Какой далекий перелет!
Скворцы:
- Мы молодой весны гонцы. Она нас выслала вперед.
Братец-Весна:
- Что-то сестренка задерживается. Давайте-ка разомнемся пока. Покажите мне, как умеете вы танцевать, песни распевать.
Дети исполняют русские народные песни/танцы, частушки, играют на балалайках, баянах, губных гармошках, "свистульках".
Сестрица-Весна:
- Ах, вот ты где? Я тебя на другом конце страны ищу!
Братец-Весна:
- Здравствуй, родная! Заждались мы тебя! Понравились выступления? Чем порадуешь?
Сестрица-Весна:
- Надобно землю после зимы отогреть поскорей. Ребята талантливые. Импровизировать умеете? Я вам музыку поставлю. Скворцов танцевать отправлю. Вы за ними не повторяйте. Свои движения предлагайте.
Снежана:
- Ух! Какие молодцы! Талантливые удальцы! Жарко стало очень мне. Сейчас расплавлюсь, как в огне.
Жар-Птица:
- Погоди, Снежана, не робей! Прилетел сегодня воробей. Блины с вареньем он испек. Все угощайтесь. В теремок!
Все идут ненадолго в столовую. На десерт подаются блины, сложенные на блюде бревенчатым домиком.
Братец-Весна:
- Давно я не лакомился так. Спасибо! На год вперед накормили. Будет теперь вам тепло, светло.
Скворец:
- Время эстафеты подошло. Все видите тропу размеченную? Ее вам предстоит пройти, найти кувшинку, изнутри огнем подсвеченную. Как факел, ее нужно к чаше пронести.
Жар-Птица объясняет детям задание в деталях простым языком. Проводится эстафета. Раздаются одинаковые для всех призы, чтобы никто не обиделся.
Снежана рассказывает, что раньше сжигали чучело. Говорит о волшебстве сухих веток, изменении обряда. Все вместе жгут большой костер, водя вокруг огня хоровод, поют финальную песню:
Прощай, прощай навек,
Прощай, прощай навек,
Прощай, Масленица, в добрый путь,
Прощай, Масленица, зло забудь!
Получив благодаря сценарию Масленицы в детском саду возможность творить, играть, наслаждаться представлением, ребята раскроют свои таланты, зарядятся позитивными эмоциями, узнают информацию, которой обязательно в будущем поделятся с собственными детьми, продолжая традицию устного народного творчества.