Аутизм у детей: симптомы и лечение

Аутизм является нарушением развития ребенка, при котором наблюдается расстройства моторики, речи, социального взаимодействия. Данная болезнь оказывает серьезное влияние на всю дальнейшую жизнь малыша. В настоящее время нет специальных медицинских анализов, с помощью которых можно было бы диагностировать аутизм. Только в процессе наблюдения за малышом, за особенностями его поведения, ставится правильный диагноз.

симптоматика аутизма

Особенности расстройства

Основной симптом аутизма у детей заключается в глубоком нарушении коммуникативной функции. Вне зависимости от того, каким уровнем интеллекта обладает ребенок, говорит он или еще нет (недоразвитие речи в данном случае выступает как вторичная проблема), такие детки не способны вступать в социальное взаимодействие, соответствующее актуальному уровню их развития.

Если имеется возможность сравнить двух малышей – с определенной мерой умственной отсталости и с аутизмом – можно увидеть, что первый гораздо более явно сможет просигнализировать взрослому о своих актуальных желаниях и потребностях. Иными словами, ребенок, страдающий от аутизма, обладает отличной памятью, однако склонен запоминать лишь ту информацию, которая для него интересна и увлекательна. Например, марки машин, места расположения магазинов игрушек, рекламных щитов на дорогах с любимыми логотипами.

В зависимости от интеллектуальных способностей малыша, и от степени сохранности его эмоциональной сферы, у деток-аутистов могут возникать различные особенности. Например, если в три года малыш ведет себя активно, проявляет упрямство, то к младшему школьному возрасту он вполне может стать очень разговорчивым. Однако его речь будет оставаться специфичной, а стиль мышления скорее можно будет охарактеризовать как непоследовательный.

История исследования

Симптомы, причины возникновения и признаки аутизма у детей изучаются с 1943 года. Первое исследование было проведено Лео Каннером на выборке из 11 детей. Малыши обладали общими особенностями. Несмотря на то, что у них не было шизофрении или же умственной отсталости, дети характеризовались социальной изолированностью, слабым интересом к другим людям и другими чертами. Симптомы, причины возникновения и признаки аутизма практически в то же время стали объектом исследования Ганса Аспергера, австрийского ученого. Первая его статья была опубликована в 1944 году, однако внимание на нее обратили только через несколько десятилетий.

В течение первых 20 лет после того, как было открыто заболевание, ученые проводили исследования, в которых описывались различные фенотипы. В настоящее время причины, симптомы и лечение аутизма у детей благодаря развитию геномного анализа и нейровизуализации являются достаточно изученными областями. В частности, учеными были найдены особые гены, которые связаны с заболеванием.

характеристики детей с аутизмом

Причины заболевания

Аутизм является комплексным расстройством ЦНС, у которого нет единой причины. Как правило, ученые рассуждают о факторах, повышающих риск его возникновения. Аутизм представляет собой генетическое заболевание, которое может быть и наследственным, и ненаследственным. Помимо этого, существуют негенетические факторы аутизма, которые оказывают влияние на генетические. Также может встречаться и совпадение между двумя типами факторов и других расстройств ЦНС – например, нарушений речи, СДВГ, шизофрении.

Существуют гены, которые непосредственно связаны с аутизмом. Один из них – это ген CNTNAP2. Он имеет связь как с данным заболеванием, так и с нарушением речи. Также фактором риска аутизма и шизофрении у ребенка является инфекция, перенесенная матерью во время беременности, а также зачатие в позднем возрасте. Также считается, что монозиготные близнецы в гораздо большей степени подвержены аутизму, чем двуяйцовые. В целом ученые оценивают риск аутизма от 1/60 до 1/100.

Роль ранней и поздней беременности

В ходе крупного международного исследования ученые выяснили, что между риском аутизма и возрастом родителей есть непосредственная связь. В ходе исследования оказалось, что очень высоким является уровень аутизма среди матерей подросткового возраста. Также риск болезни у ребенка стабильно возрастает, если мать и отец старше 40 лет. Ученые подчеркивают, что хотя между возрастом родителей и болезнью ребенка связь есть, у самих матерей и отцов аутизма нет. В частности, исследования показали, что у тех детей, чьи отцы были старше 50 лет, риск быть больными был на целых 66% выше, нежели для малышей, чей возраст отцов был от 20 до 30 лет. Как и следовало ожидать, риск болезни возрастал еще больше, если оба родителя были старшего или подросткового возраста.

ребенок с аутизмом

Основные признаки искаженного восприятия

Какие симптомы аутизма у детей встречаются чаще всего? Рассмотрим главные нюансы восприятия у таких малышей.

  • Сложности сонаправленного внимания. Малыш не станет использовать указательный жест (или же начнет делать это достаточно поздно). Он не выражает жестом переживание удивления – «Смотри, какой огромный красный дом!». При этом малыш все-таки может использовать данный знак, однако с другой целью – его значением будет скорее «дай, хочу», а не «смотри».
  • Двигательные стереотипии. Как правило, к ним относятся взмахивания кистями рук, или же выкручивания. Они являются одними из ранних симптомов аутизма у детей и несколько напоминают процесс выражения радости у младенцев, когда те подпрыгивают и машут руками. Нередко малыш с аутизмом может подолгу рассматривать свои руки, что также во многом напоминает младенческую игру.
  • Нарушения мыслительных процессов. Нередко мамы и папы называют это «отсутствием логики». Когда малыш рассказывает нечто, понять это может только родитель или близкий родственник, который знает о контексте описываемой ребенком ситуации.
  • О себе малыш говорит во втором или третьем лице. Эта ситуация продолжается до 5-6 лет. Например, на вопрос, «Ты хотел бы погулять?», ребенок ответит «Ты хочешь», или же «Петя хочет». В некоторых иностранных источниках можно увидеть определение этого явления – «реверсия местоимений».
  • Малыш не использует различные общеупотребительные жесты в достаточной мере. Он не станет кивать головой, когда нужно произнести «да» или «нет». Однако многие психологи подчеркивают, что у детей с аутизмом отрицательные жесты формируются намного раньше, чем положительные.
  • Нежелание смотреть в глаза. Не обязательно малыш вообще избегает взгляда. Он просто может делать это значительно реже, чем другие дети. Например, задать вопрос, а затем смотреть в сторону с отсутствующим видом.
  • Малыши в 3-4 года достаточно избирательно отзываются на собственное имя. Например, если позвать ребенка просто: «Петя!», и малыш будет в это время чем-либо увлечен, то обернется он после нескольких раз. Нужно отметить, что увлечен собственными делами малыш практически всегда. Однако если сказать «Петя, держи конфету», то он сразу же прибежит.
  • Стереотипная деятельность. Проявляться может совершенно по-разному. В одних случаях это бессмысленная беготня по одному и тому же кругу, или же выстраивание игрушек в ровные ряды, перекручивание колесиков или долгая игра с водой или песком. К примеру, малыш может очень долго рисовать цветными фломастерами точки или штрихи, однако просьба «нарисовать домик» вызовет достаточно бурное сопротивление. Также у малышей можно наблюдать повышенное внимание к тем или иным логотипам. Другими словами, к стереотипной деятельности относится все то, чем малыш готов заниматься подолгу и бесцельно. Как правило, в такие моменты у него может быть отсутствующий вид, а любые попытки переключить его на более полезное занятие вызовут протест.

Есть и другие особенности малышей с аутизмом – например, избирательность в еде, особенности мимики, сниженный порог восприятия опасности. Все эти особенности описываются в литературе, однако не обязательно являются характерными совершенно для всех детей, страдающих от нарушений аутистического спектра. Одни признаки из перечисленных могут иметь место, другие – нет. Однако основную сложность представляет именно коммуникационная сфера.

Проявление болезни

Есть немало различий в том, каким образом может проявляться нарушение. Чаще всего от нее страдают мальчики. На четырех мальчиков, болеющих аутизмом, приходится одна девочка. Существуют изменения в том, каким образом проявляется и развивается заболевание. Как правило, начало возникновения симптомов приходится на второй год жизни. У малыша снижается социальная вовлеченность, он начинает избегать зрительного контакта с другими детьми и взрослыми. Возникают сложности в развитии речи.

У некоторых малышей речь может развиваться в течение дошкольного возраста, и они догоняют сверстников, хотя у них и могут оставаться сложности с применением речи в процессе общения. Стереотипии, чувствительность и ограниченность интересов возрастают в течение дошкольного периода. У большинства малышей пик проявления аутизма приходится на возраст 4-5 лет. В течение младшего школьного возраста симптоматика становится еще более выраженной и стабильной. Во взрослом возрасте могут наблюдаться небольшие спады основных моментов болезни. Однако в этом периоде может возрастать риск депрессивных состояний. Лечатся они при помощи специальных медикаментов и психотерапии.

Распознать заболевание в возрасте до 1 года

В период раннего младенчества диагностировать заболевание очень трудно. Родители нередко начинают волноваться, если их ребенок не любит обниматься, или же не проявляет заинтересованности в определенных играх. Однако это еще не является полноценным симптомом болезни аутизма у детей.

В некоторых случаях малыш может начать говорить, а затем утратить речевые навыки. Иногда кажется, что малыш не слышит звуков, или же, напротив, прислушивается к ним избирательно – например, слышит только удаленные фоновые звуки (шум транспорта, крик вдалеке).

Обычно выделяют следующие симптомы аутизма у детей до года:

  • Не реагирует на мать.
  • Не обращает внимания на коллективные игры старших детей.
  • Не откликается на зов родителей.
  • Ребенок может очень плохо привыкать к рукам матери. Например, приходится несколько раз менять позу для кормления, так как малыш то чересчур расслаблен, то, наоборот, напряжен.
  • Предпочитает постоянно играть только с одной игрушкой.
  • Одним из важнейших симптомов и признаков аутизма у детей до года заключается в уклонении от контакта с посторонними людьми. Когда другие люди пытаются с ним поговорить, может демонстрировать раздражение или недовольство.
  • Взгляд не фиксируется на чужом лице, ребенок стремится избежать зрительного контакта.
  • Также у ребенка может быть ослабленная иммунная система, что приводит к повышенной восприимчивости к заболеваниям.

Как правило, физическое и психическое развитие у такого малыша будет запаздывать. В отличие от своих сверстников, он долго не начинает пользоваться речевыми навыками. Необходимо отметить, что избегание зрительного контакта является одним из основных симптомов аутизма у детей до года.

особенности аутизма в детском возрасте

Признаки заболевания от года до двух

В этот период симптоматика становится более выраженной. Если в период до года малыш просто казался неконтактным, то теперь при виде посторонних людей или же скопления детей аутист попросту впадает в панику. Основные симптомы и признаки аутизма у детей до 2 годиков следующие:

  • Малыш не стремится участвовать в беседе.
  • Равнодушен к гостям, подаркам, новым игрушкам.
  • Игнорирует взрослых при попытках заговорить с ним.
  • Ребенку трудно освоить простейшие навыки ухода за собой – одевания, застегивания пуговицы, чистки зубов.

Симптомы аутизма у детей до 2 годиков могут быть разными, однако одним из наиболее показательных являются особенности их игр. Кроха совершенно не умеет забавляться в коллективе. Ему не интересны ситуативные или ролевые игры, они только раздражают его. Один из главных симптомов аутизма у детей до 2 лет заключается в том, что малыши прекрасно ощущают себя в своем небольшом мире, их полностью удовлетворяют одна или несколько привычных игрушек.

Признаки болезни в возрасте от 2 до 3 лет

В это время можно сделать предположения о наличии аутизма, хотя окончательный диагноз, как правило, ставится после 5 лет.

  • Ребенок может не реагировать на свет или посторонние звуки.
  • У него отстраненный взгляд, направленный мимо человека или же яркой игрушки.
  • Один из основных симптомов аутизма у детей до 3 годиков состоит в том, что малыш всеми силами стремится не привлекать к себе внимание окружающих, желая оставаться в собственном мире.
  • Уровень интеллектуального развития может быть разным – как сниженным, так и высоким.

Аутичный ребенок может быть очень сильно привязан к одному члену семьи на уровне симбиотического, неразделимого существования. Даже самая слабая угроза разрыва этой связи может спровоцировать у ребенка сильнейшую реакцию на физическом уровне. Обычно ребенок расстраивается, если, к примеру, его мать уходит на полдня, однако его можно переключить на что-нибудь увлекательное. Одним из показательных симптомов аутизма у детей 3 лет является резкая реакция на необходимость даже кратковременного расставания с объектом привязанности.

У малыша в этой ситуации может подняться температура, начаться рвота. При этом аутичный ребенок может совершенно не демонстрировать своей привязанности в том случае, когда его мать находится рядом. Он не станет каким-либо образом пытаться привязать мать к своей игре, или поделиться своими переживаниями с ней. Подобные реакции могут быть симптомом аутизма у детей до 2 годиков. Еще один признак – это невозможность предугадать поведение малыша. Ребенок практически не может переносить физического контакта с другими людьми.

Диагностика в 3 года

Симптомы аутизма у детей 3 лет и старше нередко проявляются в проблемах с обучаемостью. Ребенок не может ходить в детский сад. Ведь у него практически не развиты коммуникативные навыки. Симптомы аутизма у детей 3 лет чаще всего являются косвенными. Даже если родители смогли обнаружить у своего малыша некоторые из них, они еще не говорят о наличии заболевания.

  • Малыш больше интересуется бытовыми предметами, а не игрушками.
  • Он практически полностью игнорирует детские игры.
  • У него не наблюдается стремление подражать взрослым, которое обычно появляется у детей уже после 1 года.
  • В ответ на улыбку ребенок практически никогда не улыбается.
симптомы аутизма у детей

Школьный возраст

Перечисленные симптомы аутизма у детей 5 лет и старше становятся более заметными. Однако чаще всего заболевание становится очевидным в младшем школьном возрасте. Школьник не запоминает услышанный на уроке материал, игнорирует преподавателя, не может найти общий язык с одноклассниками. В конце концов, родители переводят малыша на надомное обучение. Оно должно сопровождаться занятиями с психологом и наблюдением психиатра. Такие дети должны обучаться по индивидуальной программе, а у тех специалистов, которые с ними работают, должен быть достаточно высокий уровень подготовки.

нежелание смотреть в глаза при аутизме

Аутизм у подростков

В подростковом возрасте, несмотря на занятия с психологами, дети все равно больше предпочитают оставаться в одиночестве. Их жизненное кредо таково – «не трогайте меня, и я не стану вас тревожить». Нередко аутисты переносят свои внутренние переживания на бумагу, выражая их при помощи рисунков. Как правило, к 14 годам ребенок уже определяется со своей творческой дорогой, и посвящает любимому делу каждую свободную минуту времени. Нередко благодаря упорству и усидчивости из аутистов вырастают талантливые музыканты и художники. Однако период полового созревания у таких детей протекает достаточно сложно. В организме происходят гормональные перестройки, однако из-за сложностей в общении с противоположным полом нередко они становятся замкнутыми, агрессивными.

Особенности интеллектуального развития

Первые признаки, симптомы и ощущения аутизма у детей возникают, как правило, в возрасте от 3 до 7 лет. В это время ребенок очень хорошо воспринимает информацию, впитывая все вокруг, как губка. Но про аутистов, к сожалению, такого сказать нельзя. Нередко это заболевание по причине дефицитных состояний в головном мозге сопровождается такими патологиями, как микроцефалия или эпилепсия. В таком случае ситуация серьезно осложняется, и аутичный малыш начинает страдать от умственной отсталости и недостатка интеллектуального развития.

При симптомах легкого аутизма у детей и корректно подобранной терапии уровень интеллекта может достичь нормального. Стоит отметить, что среди аутистов немало одаренных детей. Одна из основных особенностей аутичных малышей состоит в избирательности интеллекта. Для некоторых из них характерен савантизм. Иными словами, малыш может легко воплотить на листе бумаги однажды увиденную картину, или же воспроизвести сложную мелодию, не зная нот.

Речь больных аутизмом

Как правило, школьники и взрослые, больные аутизмом, имеют сложности с участием в разговорах. Им сложно концентрироваться только на одной цели, они не могут пояснить свои мысли другим собеседникам. Для них представляет трудность пользование социальными методами коммуникации (такими, как приветствия, сплетни). Они не понимают шуток, саркастических замечаний. Речь аутиста может быть крайне формальной. Он может говорить монологом, использовать редкие слова. Однако в его речи будет отсутствовать описание чувств других людей.

Аутизм и апраксия

Признаки и симптомы аутизма у детей (фото можно найти в настоящей статье) являются предметом постоянных исследований. В июне 2015 года ученые сообщили, что одно из редких речевых расстройств – апраксия – есть практически у 65% детей, страдающих от аутизма. Апраксия представляет собой трудности, связанные с координацией движений челюсти, языка и губ в процессе речи. Ребенок с данным нарушением может всякий раз иначе произносить одно и то же слово. В результате даже матери и отцу бывает сложно понять, что именно он хочет сказать.

проявления аутизма у детей

Синдром Аспергера

Различают две основные формы аутизма у детей. Симптомы этих двух заболеваний позволяют отнести каждое из них к тяжелому и легкому виду.

Синдром Аспергера ученые относят к легкой форме. Тяжелой является синдром Ретта. Облегченный вариант аутизма проявляется в возрасте порядка 10 лет. Малыш может быть хорошо развит интеллектуально, у него не нарушается речь. Его единственное отличие заключается в зацикленности. К примеру, он может помногу раз рассказывать одну и ту же историю, наблюдая за реакцией «слушателей». Такие дети отличаются эгоцентризмом, хотя и могут быть достаточно успешными в жизни при наличии хорошего воспитания. Рассмотрим основные симптомы легкого аутизма у детей.

  • Неустойчивый зрительный контакт. При обычном общении человек смотрит на собеседника в течение 5-8 секунд, а затем отводит глаза. Если же общение неприятно нам, то мы стремимся отвести взгляд, и это вполне нормально. Однако ребенок с синдромом Аспергера может охотно болтать обо всем, однако при этом отворачиваться, разглядывая что-нибудь за окном.
  • Очень своеобразна и речь таких деток. Она кажется механистичной, слабо выразительной.
  • Психологи рекомендуют обратить внимание на моторику ребенка. Он может быть неловким, скованным, зажатым.
  • В беседе ребенок может спокойно сообщить такие сведения, которые обычно люди не рассказывают не то, что знакомым, но и близким людям – например, сколько раз за день мама сделала ему клизму.
  • Еще один симптом легкой формы аутизма у детей – использование «книжных выражений». При этом богатый словарный запас может коррелировать с незрелостью суждений.
  • Малознакомых людей ребенок может считать своими друзьями – к примеру, детей, которые играют с ним всего лишь полчаса. Если родители сомневаются, есть ли симптомы легкой формы аутизма у их малыша, они могут воспользоваться следующей техникой предварительного анализа. Для этого нужно задать ребенку вопрос: «В чем заключается разница между друзьями и знакомыми?». Обычный ребенок понимает ее уже приблизительно с 5 лет. Малышу с синдромом Аспергера сложно ответить на него даже в 11-12 лет.

Синдром Ретта

Данная форма болезни является тяжелой, и сопровождается поражением нервной системы. Страдают от нее только девочки, и она встречается достаточно редко – 1 на 10 000 новорожденных. Основной симптом аутизма у детей в данной форме – это абсолютно нормальное развитие до 1,5 лет, после этого замедляется рост головы, и все навыки, которые были приобретены ранее, утрачиваются. Помимо этого, у ребенка постепенно нарушается координация движений. Прогноз у заболевания неблагоприятный.

Вопросы для облегчения диагностики

Чтобы прояснить для себя картину, психолог может задать следующие вопросы родителям.

  • Когда малышу было 2-3 года, возникало ли у вас желание сводить его к лору и проверить слух, так как он очень редко отзывался на свое имя, но сразу прибегал, если предлагали ему что-нибудь сладкое?
  • Когда у него возникло местоимение «Я»? Не было ли периода, когда малыш говорил о себе в третьем лице («Катя хочет конфетку»)?
  • Интересовался ли малыш другими детьми на детской площадке? Как у него получалось играть в совместные игры? Были ли какие-либо сложности – может быть, он не понимал правил, или же постоянно хотел быть первым, слишком много «умничал»?
  • Играл ли малыш в сюжетные игры, в которых он обыгрывал полученные впечатления (например, после похода в зоопарк, цирк)?
  • Охотно ли малыш делился новостями после поседения детского сада («Сегодня Петя подрался с Васей, а на обед опять дали манную кашу»)?
  • Возникали ли в возрасте 4-6 лет периоды чрезмерно увлечения какими-либо несвойственными для детей данного возраста темами – извержениями вулканов, астрономией, техникой (поездами, инструментами, доменными печами), флагами, картами?

Если родители отвечают на большую часть этих вопросов утвердительно, то проблемы в общении и учебе вызваны спецификой развития ребенка, относящейся к аутистическому спектру. В этом случае необходима консультация врача для полного уточнения диагноза. Это позволит родителям осознавать особенности своего малыша, не предъявлять к нему невыполнимых требований.

Лечение

В настоящее время считается, что психотерапия является лучшим методом лечения аутизма у детей. Симптомы заболевания не могут быть полностью устранены, однако при этом его течение можно существенно смягчить. Наибольшее распространение получил подход, предусматривающий анализ поведения. Это значит, что сложные для малыша задачи делятся на небольшие шаги, каждый из которых преодолевается при помощи дополнительной мотивации ребенка. Для старших детей используются программы по тренировке социальных навыков. К примеру, можно обучить ребенка тому, как вести себя в первый день обучения в школе – как поздороваться, представиться и т. д.

Иногда используются и фармакологические методы, однако чаще всего они применяются при сопутствующих нарушениях – психологических проблемах, тревоге, сонливости, приступах эпилепсии. Однако не существует лекарств, которые были бы нацелены на избавление от симптомов и признаков аутизма у детей (фото можно увидеть в статье).

Перспективы будущего

Считается, что будущее терапии аутизма будет похоже на те методы, которые появляются и в других медицинских сферах. Например, это персонализированный подход, целью которого является работа как с биологическими предпосылками, так и с психологическими особенностями. Поскольку в настоящее время немало известно о биологических основах аутизма, в частности, о генах и их экспрессии, вполне возможна разработка новых медикаментов для людей с наличием генетических мутаций. Признаки, симптомы и причины возникновения аутизма у детей с каждым годом становятся для ученых все более понятными. Хотя это нарушение и является загадкой, многие его аспекты на сегодняшний момент могут быть достаточно полно объяснены наукой.

Терапия аутизма, как правило, сводится к посещению трех специалистов – психолога, дефектолога и логопеда. Различные поведенческие нарушения корректируются психиатром. В целом лечение болезни представляет собой многогранный процесс, и должно быть направлено на те области развития ребенка, которые требуют повышенного внимания. Чем раньше родители обращаются к врачу, тем эффективнее будет терапия – считается, что наиболее целесообразно начинать лечение до 3 лет.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.