Что такое часть речи? Чем отличаются служебные и самостоятельные слова друг от друга?

Вопрос о том, что такое часть речи, в современных учебниках языка поднимается в начальной школе. Первичные сведения о морфологии дети получают с первого года обучения.

что такое часть речи
Дальше эти сведения пополняются.  Изучение групп слов по их грамматическим признакам завершается, как правило, в седьмом классе.

Итак, что такое часть речи? Под этим термином понимается некая категория лексических единиц, обладающих общностью семантических и морфологических признаков. Для имени существительного такими показателями для объединения будут являться предметность, разграничение нарицательных и собственных слов, наличие числа и рода и т.д. А для глагола – обозначение действия или процесса, принадлежность к совершенному или несовершенному виду, наличие особой формы словоизменения – спряжения. Академических сведений о том, что такое часть речи, достаточно в специальной литературе. Поэтому давайте остановимся только на трудных случаях морфологии.

Отличие самостоятельных слов от служебных

это какая часть речи
Морфологических групп в русском языке всего десять. Они делятся на 3 разряда: самостоятельные, служебные и междометия. Данные категории лексических единиц имеют грамматические различия. Часто учащиеся не распознают их. Знаменательные слова всегда имеют зримый образ и толкование. Будь то предмет, действие, признак или число, мы всегда можем их себе представить или обратиться к толковому словарю. Служебные слова бессмысленны с точки зрения лексики, их задача – выполнение определённых ролей: соединение простых предложений в составе сложного, определение зависимости одного знаменательного слова от другого и т.д. А междометия необходимы для выражения чувств или эмоций: ах, ох, ух ты и проч.

Омонимия в морфологии

Многих школьников ставит в тупик такой вопрос: какова морфологическая характеристика у слова «благодаря»? «Что» - это какая часть речи? Или «холодно»? А слово «спел»? И подобных, на первый взгляд, трудных случаев определения морфологической принадлежности слова, наберётся немало. На самом деле проблема может возникнуть только в случае неумения задать вопрос к слову. Но без контекста определить, какая часть речи перед нами, в случае омонимии невозможно.

какая часть речи
Зато в предложении это понять очень легко: нужно просто поставить вопрос. 

Деепричастие/предлог:

  • Благодаря (что делая?) родителей, Анна крепко обняла их. Благодаря (чему?) их заботе она выздоровела.

Местоимение/союз:

  • Иван спросил: "Что (что?) такое часть речи?" Андрей ответил, что (вопрос задать нельзя) он не знает.

Краткое прилагательное/категория состояния:

  • Её приветствие было (каково?) холодно. От этого мне стало очень (как?) холодно.

Глагол/краткое прилагательное:

  • Он вечером мне песню спел (что сделал?) о том, что помидор уж спел (каков?).

Именно поэтому морфологический разбор слова всегда предлагается сделать в конкретном предложении, чтобы учащиеся могли задать вопрос от другой лексической единицы. Как вы теперь убедились, определение части речи не упирается только в механическое заучивание грамматических признаков, а представляет собой творческий интересный процесс.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.