Все мы совершаем покупки в магазинах. Приобретаем товары, необходимые для дома, повседневной жизни или просто безделушки. Случается так, что в руки попадают товары разного качества – продукты питания, одежда, предметы обихода. К сожалению, нередки и конфликты в магазинах, когда после продажи и уплаты денег выясняется, что с покупкой что-то не так: мы, конечно, можем потребовать проведения экспертизы, но это долгие и кропотливые бюрократические заботы, отнимающие много сил и времени. Проще понять, какова стоимость приобретенной вещи, и попытаться обменять ее на какой-то эквивалент. Но для начала следует разобраться, что такое ценность, разумеется, в экономическом плане.
В первую очередь речь идет о финансовом эквиваленте различных типов вещей, предметов или услуг. Скажем, игрушечный кран имеет такую же ценность, как машинка, управляемая пультом, и набор для игры в дартс. Но может быть и символический эквивалент, когда оказываемая услуга равносильна другой услуге, предоставленной в обмен на первую. Причем неважно, кто в результате такой сделки оказывается в выигрыше, – в любом случае каждый из участников такого «чейнджа» определяет свою стоимость оказываемых услуг.
Отсюда вытекает два вывода. Первый – ответ на вопрос о том, что такое ценность, лежит в плоскости индивидуальных оценок. Конечно, более реально исходить из принципов финансовой стоимости. Но тогда мы говорим о капитализации данного предмета или услуги. И здесь ценность - это просто денежный эквивалент. Второй – понятие «ценности» лежит в области сравнения с третьим предметом. В этом случае возникает понимание важности результатов, но не предметов экономического обмена. Следует также уточнить, что сам экономический обмен может осуществляться как на индивидуальном уровне, так и на уровне отдельных компаний, любых других экономических агентов.
Вместе с тем, если говорить с точки зрения общественных интересов, то для производства того или иного предмета требуются определенные усилия, ресурсы, знания, капиталовложения. Возникает потребительская ценность – некоторое единичное свойство товара, позволяющее ему «вступать» в обмен общественными благами. Причем такой обмен всегда производится в равных пропорциях, уже вне зависимости от индивидуальных оценок.
Впрочем, ответ на вопрос "что такое ценность" можно поискать несколько в иной плоскости, скажем, филологической. Исходим из определения: ценность – то, что ценно, имеет цену, продается, подлежит продаже или обмену. Отсюда следует, что ценность экономически измеряет общественную легитимность данного предмета или услуги, их социальную значимость для потребителя.
Таким образом, говоря о том, что такое ценность, мы имеем в виду следующее:
- Удовлетворенность потребителя – уровень совпадения социальных интересов/ожиданий со свойствами товаров, которые поступают на внутренний рынок.
- Качество товаров – индивидуальные свойства, которые выгодно выделяют их на фоне аналогичных предметов. Чем больше индивидуальных свойств, тем более ценен данный товар.
- Потребительские ценности – общее, социальное представление о том, как должен выглядеть товар (услуга), какими свойствами он должен обладать, и понимание того, каким образом приобретенный товар повысит уровень жизни.
А в этом отношении ценность – это всего лишь финансовое измерение уникальности вещей, которые нас окружают.