Иногда мы слышим обвинения в меркантильности, жадности и даже корыстолюбии. Однако, если разбираться в том, что такое меркантильность, то сразу возникают «подводные камни». С одной стороны, многочисленные словари русского языка подчеркивают, что речь идет о финансовой расчетливости, нездоровой любви к деньгам и даже властолюбии в коммерческом смысле слова. С другой стороны, а кто определяет границы этой расчетливости? По каким именно критериям – этическим, финансовым или иным – можно судить о корыстолюбии? Например, в том случае, если человек защищает свои личные интересы, где тогда пролегает кордон между выгодой и властолюбием?
В нашей стране, где у половины народа – душа нараспашку, сложно как-то сразу определить, что такое меркантильность. Жадность – может быть. Расчетливость – также возможно. Даже рациональность. Однако на практике, когда откидываешь привычные моральные определения, попадаешь в некоторый ступор: личное обогащение и мещанское накопительство, опять же, не означает проявление меркантильности. Проблема ведь на самом деле заключается в том, что мы изначально приписываем этому явлению негативную окраску и используем в качестве отрицательной этической характеристики, но не пытаемся все же до конца разобраться, что означает слово меркантильность.
Сегодня почему-то считается, что нас окружают сплошь меркантильные личности, которые без лишних сомнений используют людские слабости для личного обогащения. Стоп!
Может, в этом все дело? То есть, говоря о том, что такое меркантильность, мы имеем в виду прежде всего деятельное, а не моральное значение этого слова. Обогащаться за счет использования "страстишек" других. Опробовать всевозможные, даже крайние меры для самовозвеличивания и при этом хвалиться моральным падением. Превращать белое в черное и, наоборот, черное в белое. Иными словами, дело не в корыстолюбии, безудержной любви к деньгам и холодной расчетливости. А в том, какими методами и за счет чего достигается долгожданное богатство.
Или иной пример. Девушка выходит замуж за богатого мужчину. Окружающие обвиняют ее в корыстолюбии и меркантильности. Однако разве она задается вопросом о том, что такое меркантильность? Конечно же, нет! Она просто хочет обеспечить и себя, и будущих детей. Чтобы они получили образование и сумели устроиться в этом сложном мире. Извините, но это рациональность. Вот если бы она через полгода требовала развод, перед этим тратя деньги и не задумываясь о последствиях, тогда мы смело бы говорили, что это – меркантильность женщин. Классический и ярчайший тому пример. Но если все действия укладываются в логику обыкновенного бегства от нищеты, тогда обвинения в меркантильности не имеют под собой реальной почвы.
И последнее. Немного в шутку, но серьезно. Можно ли считать экономию меркантильностью? Особенно в тех случаях, когда заработка едва ли хватает на прожиточный минимум? Корпеть над каждой копейкой отнюдь не означает становиться меркантильным человеком. Или даже жадным. Просто расчетливость и рациональность вырастают из нищеты, а меркантильность – из богатства. Моральное развлечение такое….