Агностик – это человек, который считает, что познание мира невозможно в принципе. Законы природы, как и горизонты бытия, затемнены нашим мироощущением, принятыми научными и философскими концепциями, а потому мир и люди как бы существуют сами по себе, независимо друг от друга. Наука и религия при таком подходе воспринимаются лишь как элемент культуры, необходимый атрибут цивилизации, а не как технология самосовершенствования, что присуще иным философским течениям.
Поэтому, спрашивая: «Агностик – кто это?», - мы должны воспринимать людей такого склада ума как скептиков, избравших абсолютное сомнение в качестве способа жизни, социальной привычки. Это мировоззрение помогает им выжить в мире всеобщей веры и безоговорочного принятия научной истины.
В поисках ответа на вопрос «Агностик - кто это?» почему-то вспоминается культовый фильм «Берегись автомобиля». Помните разговор в машине: некоторые считают, что бога нет. Другие считают, что бог есть. И то, и другое недоказуемо. Вот примерно так думают агностики. Противоположность подобному мышлению - гностицизм. Сторонники этого учения полагают, что все в нашем мире, включая и действия человека, сводится к определенным закономерностям. Случайностей не бывает, а все события происходят со 100-процентной вероятностью. Другое дело, что мы не можем знать тех или иных законов природы, но это лишь вопрос времени и терпения. Однако, на мой взгляд, гностики и агностики сходны в одном: ограниченное количество вещей и явлений они рассматривают в качестве «исходных точек», материала, от которого отталкиваются и выстраивают свою теорию. Для гностика это точка, прямая, пространство. Для агностика – собственное мироощущение, индивидуальная идея вещей. Иными словами, все философы сходны в одном: нужно принять нечто (своего рода аристотелевский перводвигатель) на веру, а затем уже доказывать право на свою точку зрения.
Рассуждая на тему «Агностик – кто это?», нельзя не затронуть и проблему атеизма. Если в религии речь идет о категоричном проектирование мира через сущности высшего Абсолюта, то перед атеистом возникает проблема: что именно принимать на веру. Научные истины или законы природы не в счет. По их представлениям, это всего лишь инструменты познания. Чтобы сформировать аксиомы (как вышеуказанные точка и пространство), тоже нужны отправные точки, а к такому нужно также прийти. И необязательно через скепсис. Скорее всего, опять же, через веру. Недаром Альберт Эйнштейн к концу жизни стал глубоко верующим человеком. К тому же сомнение также имеет мнительную природу: кто сейчас скажет, какая существует разница между всеобщим отрицанием и собственным мнением о природе вещей? Разумеется, при условии неприятия конкретных взглядов философским или научным сообществом.
Поэтому, отвечая на поставленный вопрос: «Агностик – кто это?», - необходимо понимать, что ответ лежит, как ни странно, в плоскости политики.
Во-первых, потому что сомнение в боге и науке подчеркивает свободный выбор «третьей партии», связанной с либеральным взглядом на мир и индивидуальной оценкой происходящего, исходя из своих, персональных интересов. Иными словами, агностицизм, несмотря на свое древнегреческое происхождение, превратился в буржуазную концепцию и четко укладывается в ритмику протестантских ценностей.
И во-вторых, агностики живут в мире абсолютной свободы воли, которую условно можно считать их богом. Но свобода воли - это католическая концепция, положенная в основу позднесредневекового и буржуазного права, основы которого сформированы Наполеоном и Гегелем. Вывод тот же – человек ответственен только за себя и несет персональную ответственность за свои действия. А потому свободен в своем сомнениях по отношению к другим.