Речь - это основной механизм коммуникаций между людьми. Но если вы хотите увидеть собеседника насквозь, нужно изучить особенности невербального общения. Язык жестов поможет вам узнать то, о чем недоговаривает собеседник, что он думает и как он на самом деле к вам относится.
Невербальные коммуникации зародились, наверное, с появлением человечества, но предметное изучение данного вопроса началось лишь в XX веке, одновременно с возникновением полноценной науки о языке тела. Понятие невербального общения принято трактовать как общение через неречевые знаковые системы. Порой человек не задумывается, как много информации он передает оппоненту, не начав еще даже говорить.
Сравнительная характеристика вербальных и невербальных коммуникаций
Вербальные и невербальные средства общения имеют ряд существенных отличий. Ключевые из них представлены в таблице.
Вербальная коммуникация | Невербальная коммуникация |
Передаваемое сообщение сохраняется в форме пересказа и может быть передано без присутствия первичного оратора | Обмен информацией происходит строго в момент непосредственного взаимодействия людей |
Составляющие (слова, предложения) строго определены и подчиняются конкретным правилам | Невербальные сообщения трудно разделить на составляющие и подчинить определенной закономерности |
Вербальные сообщения, как правило, осознаны, а потому легко поддаются анализу и контролю | Невербальные проявления, как правило, спонтанны и неосознаны, с трудом поддаются контролю, а для интерпретации нужны определенные знания |
Обучение вербальному общению проводится осознанно с раннего детства | Навыки невербальных коммуникаций формируются сами собой или посредством подражания |
Основные виды невербального общения
Не только речь помогает человеку передавать и принимать информацию. Есть еще целый ряд опосредованных коммуникативных механизмов. Вот основные виды невербального общения:
- Кинестика - невербальные коммуникации, осуществляемые посредством телесных движений.
- Вокалика (паралингвистика) - голосовые эффекты, а именно: тон, скорость речи, сила голоса, наличие или отсутствие пауз, интенсивность звука.
- Хаптика (такесика) - коммуникации посредством прикосновений.
- Проксемика - восприятие и использование личного или социального пространства. Речь идет о дистанции между собеседниками, а также организации окружающей среды.
- Артефактика - одежда, украшения и так далее.
Функции языка тела
Чтобы оценить роль языка невербального общения в жизни человека, стоит разобраться в его функциях. Вот их перечень:
- Дублирующая. Посредством мимики, жестов, эмоций и положения тела происходит подтверждение слов оратора.
- Регулирующая. Служит для установления межличностных отношений.
- Разоблачающая. В большинстве случаев жесты и мимику невозможно контролировать а потому они раскрывают истинные чувства и намерения оратора.
- Замещающая. Иногда язык жестов полностью заменяет устную речь (кивок головой, приглашающий жест и так далее).
Факторы, влияющие на язык жестов
Особенности невербального общения определяются целым рядом факторов. Вот основные из них:
- Национальная принадлежность. Люди, проживающие в разных уголках земли, могут по-разному выражать свои эмоции. К тому же один и тот же жест представители разных стран могут трактовать неодинаково.
- Состояние здоровья. На тембр голоса мимику и интенсивность жестов может повлиять самочувствие, а также наличие тех или иных заболеваний.
- Профессиональная принадлежность. У людей, занятых разными видами деятельности, могут формироваться специфические невербальные механизмы. Например, люди творческих профессий отличаются живой мимикой и активной жестикуляцией.
- Культурный уровень. Определяет структуру жестов и умение контролировать эмоции.
- Социальный статус. Как правило, люди, занимающие высокое общественное положение, более сдержаны в жестикуляции.
- Принадлежность к группе (половой, возрастной, традиционной, общественной). Этот фактор может обусловить некоторые особенности невербальной коммуникации.
Невербальное общение: мимика
Лицевые мышцы реагируют на все мысли и эмоции, затрагивающие человека. Таким образом, мимика - это один из важнейших механизмов невербального общения. Если человек пытается скрыть от вас свои мысли и эмоции, мимика все равно его выдаст. В таблице представлено соответствие чувственных проявлений выражения лица.
Чувство | Мимическое проявление |
Удивление |
|
Страх |
|
Гнев |
|
Отвращение |
|
Грусть |
|
Счастье |
|
Язык взглядов
Среди невербальных средств общения стоит выделить взгляды. Всего лишь по направлению зрачков и сощуренности век. Самые распространенные интерпретации приведены в таблице.
Взгляд | Интерпретация |
Выпученные глаза |
|
Прикрытые веки |
|
Слегка прищуренные глаза |
|
"Сверкание" глазами |
|
Взгляд в упор |
|
Взгляд "сквозь собеседника" |
|
Взгляд сбоку |
|
Взгляд снизу |
|
Взгляд сверху вниз |
|
Взгляд "в себя" |
|
Спокойный взгляд |
|
О чем расскажет голос
Одна из составляющих невербального общения - голос. Важны не только слова, но также тон, громкость, интонация, с которыми они произносятся. Вот как можно угадать присутствие у оратора тех или иных чувств и эмоций:
- Волнение - низкий тон, суетливая прерывистая речь.
- Энтузиазм, воодушевление - высокий тон, четкая выверенная речь.
- Усталость - низкий тон, медленная речь с понижением интонации к концу фразы.
- Высокомерие - монотонная медленная речь.
- Неуверенность - сбивчивая речь с ошибками и паузами.
О чем говорят жесты
К невербальному общению относятся многочисленные жесты, на которые мы порой не обращаем внимания во время коммуникаций. Тем не менее они могут многое рассказать об истинных мыслях и намерениях собеседника. В таблице приведены наиболее распространенные комбинации жестов.
Состояние | Комбинация жестов |
Сосредоточение |
|
Критический настрой |
|
Позитивный настрой |
|
Недоверие |
|
Скука |
|
Чувство превосходства |
|
Неодобрение |
|
Неуверенность |
|
Доброжелательность |
|
О чем говорят позы
Одни из ключевых моментов невербального общения - позы и их значение. В зависимости от того, в каком положении находится тело вашего собеседника, можно понять, о чем он думает, каковы его намерения и отношение к вам и вашему диалогу. В таблице приведена расшифровка некоторых поз.
Состояние | Поза |
Уверенность в себе или чувство превосходства |
|
Уверенность в себе, агрессивный настрой, готовность защищаться и отстаивать свою позицию |
|
Ощущение недостаточно полного и откровенного контакта с собеседником |
|
Агрессивная демонстрация уверенности в себе, сигнал полового влечения (при общении с противоположным полом) |
|
Волнение или недоверие к собеседнику |
|
Нетерпение, спешка |
|
Межличностное пространство
Еще один немаловажный прием невербального общения - это соблюдение межличностной дистанции (пространства). На самом деле "границы дозволенного" могут отличаться в зависимости от места жительства, рода деятельности, а также индивидуальных предпочтений человека. Тем не менее есть некоторые стандартные параметры, которыми нужно руководствоваться при установлении контактов:
- Интимное расстояние (до 50 см) допустимо между близкими друзьями или родственниками. Также подобное межличностное расстояние допустимо в спорте, сопряженном с соприкосновением тел соперников или партнеров.
- Межличностное расстояние (50-120 см) допустимо при неформальном общении. При этом тактильный контакт может иметь место или отсутствовать.
- Социальное расстояние (120-370 см) характерно для общественных и деловых отношений. Тактильные контакты в данном случае недопустимы.
- Публичное расстояние (более 370 см) подразумевает формальный обмен вежливостями или воздержание от общения.
Как добиться расположения человека
Невербальное общение - это мощное оружие в руках того, кто знаком с его основами. Некоторые приемы помогают добиться расположения людей, убедить их в своей правоте. Невербальные тактики особенно важны в сфере продаж и ораторства. Вот основные хитрости, которые помогут вам добиться успеха:
- Руки должны находиться на уровне пояса или солнечного сплетения, слегка разведенными в стороны. Их положение обязательно должно быть открытым. Можно делать ладонью что-то вроде приглашающего жеста.
- Демонстрируйте "активное слушание", когда говорит ваш собеседник. Внимательно смотрите на него, кивайте головой и периодически поддакивайте, когда это уместно.
- Доказывая свою точку зрения, сделайте лицо одухотворенным. Всем своим видом покажите, что ваша точка зрения правильна, вы в нее искренне верите. Пристально смотрите на собеседника, слегка приподнимая брови.
- Если собеседник возражает, отвечайте ему с серьезной интонацией, постепенно перетекающей в позитивную. Это создаст впечатление того, что вы решили проблему и отразили замечание.
- Завершайте разговор на позитивной интонации и с улыбкой. Таким образом вы запомнитесь собеседнику с положительной стороны и оставите приятные ассоциации с собой.
Невербальные "ошибки"
Даже если человек не знаком с тонкостями невербального общения, он на подсознательном уровне отвергает и отторгает некоторые неприятные моменты. Как правило, общение с собеседником не складывается, если вы допускаете такие ошибки:
- Спрятанные ладони. Держать руки в карманах, за спиной или просто скрещенными - значит, закрываться от собеседника. Его это наталкивает на мысль о том, что вы неискренни или боитесь. Если вам трудно выдерживать открытую позу, возьмите в руки какой-то предмет (ручку или папку), но не прячьте их.
- Отводить взгляд. Смотреть в пол, по сторонам или на посторонние предметы крайне неправильно. Важно установить зрительный контакт. Отвести взгляд можно только в том случае, если вы что-то демонстрируете собеседнику (например, товар или документ). Но в конце презентации обязательно посмотрите в глаза.
- Сутулость и поиск опоры. Все это свидетельство вашей неуверенности в себе. Если вы чувствуете, что не можете совладать с эмоциями, лучше пригласите собеседника присесть.
- Нарушение личного пространства. Если собеседник не является вашим родственником или близким знакомым, не подходите к нему ближе чем на метр и не пытайтесь установить тактильный контакт (прикосновения или объятия). Собеседник может принять это за бестактность или смутиться.
- Не прикасайтесь к лицу, ушам или волосам. Вообще, совершайте как можно меньше манипуляций с частями тела. Это говорит о вашей скрытности, неискренности или неуверенности в себе.
Как распознать лжеца
Ключевая роль невербального общения заключается в том, что вы можете распознать то, что собеседник хочет от вас скрыть. В частности, есть целый ряд признаков, по которым можно определить ложь. Вот основные из них:
- паузы или колебания перед началом речи или новой реплики;
- частое прерывание речи;
- взгляд, направленный вверх, что означает обдумывание сказанного;
- застывание выражения лица более чем на пять секунд;
- запоздание эмоций (мимическая реакция наступает через несколько секунд после произнесения речи);
- натянутая улыбка, выражаемая прямой узкой линией губ;
- попытки прервать зрительный контакт или взгляд мимо собеседника;
- манипуляции с любой частью тела: постукивание пальцами, топанье ногой, покусывание губы, касание к носу;
- скудная жестикуляция, обусловленная попытками самоконтроля;
- повышенный тон голоса, неконтролируемый оратором;
- затрудненное дыхание и одышка, которая мешает речи;
- повышенное потоотделение в области подмышечных впадин, лба и ладоней;
- сгорбленность;
- скрещенное положение конечностей;
- бегающие зрачки, которые не останавливаются на какой-то одной точке;
- преувеличенные жесты и эмоции, которые могут не соответствовать содержанию и характеру речи;
- чрезмерно быстрое и неритмичное моргание.