Как человек с ухоженными усами завоевал сначала сердце Британии, а потом и мира: к столетию Эркюля Пуаро

Сто лет назад Агата Кристи познакомила британских читателей с маленьким человечком с безупречно ухоженными усами, который с помощью своих «серых клеточек» очень хорошо раскрывал преступления.

Этим человеком, конечно же, был Эркюль Пуаро, дебютировавший в первом романе Кристи «Загадочное происшествие в Стайлзе» в 1921 году.

Как 100 лет назад Пуаро завоевал мир, читайте далее.

Бельгийский детектив с европейским чутьем

Хотя Пуаро является вторым по известности детективом в британской культуре (после Шерлока Холмса), он вовсе не британец, а беженец.

По сюжету Пуаро прибыл в Англию в составе группы бельгийцев, перемещенных в результате Первой мировой войны, а родился он в Брюсселе.

Наблюдая глазами детектива-иностранца за жизнью в Англии, Агата Кристи смогла глубже окунуться в проблемы общества, более объективно и независимо исследовать (а иногда и высмеивать) сложности британского мировоззрения в отношении окружающего мира, и особенно континентальной Европы.

На первый взгляд романы Кристи напоминают ностальгическое отступление к пасторальным картинкам быта и прежнего великолепия английского образа жизни. Во всех романах читатель может заглянуть вместе с детективном внутрь не только быта, но и традиций Но этот исторический антураж уходящей Англии обманчив, все на самом деле глубже.

Знание Агатой Кристи философии европейских мыслителей, дает ее детективу преимущество по отношению к другим сыщикам. Если английский детектив, такой как Шерлок Холмс, ищет внешние улики, которые можно проанализировать, Пуаро решает дело, осознавая скрытые мотивы поведения людей, зачастую и свои собственные.

Из биографии Пуаро известно, что он изучал Фрейда, и это позволяет ему анализировать психологию подозреваемых, дает возможность заметить простые ошибки или оговорки персонажей, которые могут привести к раскрытию преступления. В «Загадочном происшествии в Стайлзе» решающий ключ к разгадке находится в догадке Пуаро о бессознательном "инстинкте чистоты" героя (мания чистоты по Фрейду).

В мире романов Кристи полицейским быть непросто. Детективу недостаточно типично английского здравого смысла полицейских, логичных рассуждений, потому что общество стало сложней и многослойней, поэтому перед Пуаро стоят тонкие и сложные расследования. А для читателя это не только неизведанный мир психологии героев, невероятно красивого быта, но и глубина сюжета, затягивающая и призывающая к раздумьям вместе с Эркюлем Пуаро.

Правильные слова, сказанные вовремя

Еще одна отличительная черта Пуаро - периодические попытки найти правильное английское слово или идиому.

В «Загадочном происшествии в Стайлзе» он даже неверно цитирует Гамлета.

Однако было бы неправильным воспринимать эти моменты как простые ошибки. Дело в том, что Пуаро сознательно играет на образе «забавного иностранца», используя языковые трудности, чтобы обезоружить подозреваемых и успокоить их бдительность ощущением безопасности: ну никак такая комическая фигура иностранца-детектива не может быть великим сыщиком...

В знаменитых сценах, где Пуаро объясняет правду о преступлении, его английский становится почти безукоризненным.

Главная фишка "смешного иностранца"

Успех фишки «смешной иностранец» с плохим английским, который придумала Агата Крисии, способствует масштабному исследованию писательницей традиций и новых веяний в жизни англичан.

Пуаро - восторженный приверженец Англии. В «Убийстве Роджера Экройда» он отмечает, что Англия «очень красива, не правда ли?».

Но этот энтузиазм и восторг часто остаются безответными. В романах о Пуаро часто проскальзывает шутка, когда его принимают за француза.

Например, в том же «Экройде» его описывают как «похожего на комического француза из ревю». Но в детективном жанре, требующем пристального внимания к деталям, шутка оказывается слишком близкой к правде: не случайно шутка о французе Пуаро преподносится от имени англичанки, "обращенной внутрь себя", и тех господ, которые не могут отличить французов от бельгийцев.

Популярность Пуаро иногда связывают с новой страстью англичан к путешествиям. Англичане времен Агаты Кристи все чаще отправлялись в поездки, считая себя иностранными туристами. Так появляется невероятно популярный роман с Пуаро "Убийство в Восточном экспрессе".

При чем здесь туризм

Некоторые из самых известных случаев с участием Пуаро происходят не только на транспорте, но и в экзотических местах, как, например, в романе «Смерть на Ниле».

Однако, хотя англичане в этих историях пребывают за границей, привычные им классовые отношения все же сохраняются, где бы они ни находились. Англия следует за своими путешественниками, так думает Пуаро и Агата Кристи.

Хотя Кристи, возможно, подшучивала над Англией и англичанами, ей удалось покорить сердца читателей своим маленьким, но умным бельгийцем.

Пуаро был настолько любим читателями, что Агата Кристи написала о нем 33 романа, две пьесы и более 50 рассказов в период с 1921 по 1975 год.

Экранизация многих из этих рассказов с Дэвидом Суше в главной роли продолжалась 25 лет (1989-2013), став классикой жанра телевизионных экранизаций.

Не многие вымышленные детективы полностью адаптировали свои приключения для экрана.

В этом отношении Пуаро претендует на звание самого любимого детектива Великобритании и за ее пределами. Ведь через восприятие Пуаро любой иностранец сможет досконально изучить Англию, если захочет, конечно.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Какие детективы вы предпочитаете - остросюжетные или полные размышлений и загадок, как у Агаты Кристи?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.