Мы считаем само собой разумеющимся наличие религии. Когда кто-то пытается открыть новую религию, ее зачастую не принимают как культ. Признание веры означает привязанность к ней, отношение к ее учениям и традициям как к вечным и священным. Но в истории известно немало случаев, когда религия умирает, становится мифом, а ее претензии на священную истину забываются. Сказки о египетских, греческих и норвежских пантеонах воспринимаются современными людьми как красивые легенды, а ведь когда-то они были священным писанием.
Если вы верите, что ваша вера уже достигла абсолютной истины, значит, вы не согласны с тем, что она вообще может измениться. Но если история – это всего лишь ориентир, каким бы глубоким ни было наше убеждение сегодня, она, вероятно, со временем будет трансформирована или просто исчезнет. Если религии так сильно изменились, не исключено, что они снова могут измениться в будущем? Есть ли смысл утверждать, что вера в богов и божеств полностью угаснет?
Причина верить
Вольтер, французский философ XVIII века, писал: «Если бы Бога не существовало, его пришлось бы изобрести». Он был яростным критиком организованной религии, утверждавший, что вера в Бога необходима исключительно для упорядочивания и функционирования общества.
Многие научные течения, изучающие вопросы веры и церкви, придерживаются тех же взглядов, что и Вольтер. Религия – опиум для народа, который используется власть имущими и сильными для контроля над бедными. Согласно другой гипотезе, вера в Бога обеспечивает социальную сплоченность. Но если Большие боги и общие веры являются ключом к социальной сплоченности, что происходит без них?
Скорее всего, мы просто продолжим жить. Благодатная экономика, хорошее правительство, солидное образование и правопорядок в обществе вполне могут гарантировать, что мы будем счастливо жить без каких-либо религиозных рамок.
Представьте, что рая нет
Мощные интеллектуальные и политические течения пытались вытеснить религию из умов людей. Коммунистические государства, такие как Советский Союз и Китай, заложили атеизм в основу государственной политики и преследовали даже частные религиозное выражения. Так, например, в 1968 году выдающийся социолог Питер Бергер в интервью New York Times заявил, что в следующем столетии глубоко верующие будут объединяться в небольших сектах в попытке противостоять всемирной светской культуре.
Несмотря на это, вера в божество не исчезла в глобальном масштабе, в том числе, с точки зрения численности. В 2015 году исследовательские центры смоделировали будущее великих мировых религий на основе демографии и миграции. По результатам данной работы, резкого снижения религиозности ждать не придется, наоборот, ученые предсказывают умеренный прирост числа верующих.
Поиск альтернативных религий
В 2005 году Линда Вудхед написала книгу «Духовная революция», в которой описала результаты интенсивного изучения веры в британском городе Кендал. Вудхед и ее соавтор обнаружили, что люди все чаще стали отворачиваться от организованной религии, акцентируя внимание на практиках, способных подчеркнуть и развить в человеке чувство истинного «я». Исследователи пришли к выводу о том, что христианским церквям необходимо адаптироваться к этим изменениям, иначе католические и православные общины больше не будут иметь никакого значения, в то время как практика самостоятельного руководства станет основным направлением в «духовной революции».
Сегодня Вудхед говорит, что революция уже произошла, и не только в Кендале. Христианская религия в Великобритании ослабевает. В более бедных обществах люди молятся за удачу или стабильную работу, но если ваши базовые потребности удовлетворены, вы, скорее всего, будете отдаляться от церковных учений. К тому же традиционная религия все чаще пасует перед моральными убеждениями, бытующими в светском обществе – например, в отношении гендерного равенства. В ответ люди начинают строить свои собственные верования.
Синкретизм
Как выглядят эти самостоятельные религии? Одним из подходов является синкретизм. Его суть заключается в принципе «выбирай и смешивай». Синкретизм предполагает объединение традиций и практик в результате смешения культур. Многие конфессии имеют синкретические элементы, хотя со временем они ассимилируются и становятся непримечательными. Например, привычные для нас Рождество и Пасха имеют множество языческих элементов, а религиозная философия китайцев представляет собой смесь буддизма, даосизма и конфуцианства.
Ásatrú
Это быстрорастущая по численности приверженцев вера в Ирландии. Она не имеет особой доктрины, за исключением некоторых архивных празднований древнескандинавских обычаев и мифологии, но уже сегодня ее присутствие ощущается в социальных и экологических вопросах. Подобные движения существуют по всей Европе (например, друиды в Великобритании). Не все верующие либерально склонны к ней, некоторые из них мотивированы желанием вернуться к так называемым «традиционным» ценностям, что в некоторых случаях приводит к столкновениям на почве обоснованности противоположных убеждений.
Датаизм
В своей книге Homo Deus Юваль Ноа Харари утверждает, что основы современной цивилизации разрушаются перед лицом возникающей религии, которую он называет «датаизмом». Отдавая себя потокам информации, мы можем преодолеть наши земные проблемы. Другие начинающие трансгуманистические религиозные движения сосредоточены на бессмертии, точнее на обещании, что все будут жить вечно. Третьи объединяются с более старыми верованиями, особенно часто с мормонизмом.
Джедаизм – не шутка ли?
Перепись 2001 года в Великобритании показала, что джедаизм - вымышленная вера, которую пришла в массы после успешного показа «Звездных войн», - имеет почти 400 тыс. приверженцев. Некоторые ветви джедаизма по-прежнему не воспринимаются всерьез, но есть и те направления, к которым люди относятся более чем серьезно. Храм Ордена джедаев утверждает, что его членами являются настоящие люди, которые живут или жили своей жизнью в соответствии с принципами джедаизма – вдохновленными вымыслом, но основанными на философии реальной жизни.
С такими цифрами джедаизм должен был быть признан одной из официальных религий в Великобритании.
Свидетели климатологии
Это еще одна молодая «религия», изобретенная для того, чтобы способствовать большей приверженности действиям в области изменения климата. После десяти лет работы над инженерными проектами в борьбе с глобальным потеплением основатели этого движения пришли к выводу, что настоящая проблема заключается не столько в поиске технических решений, сколько в получении социальной поддержки для них.
Свидетели климатологии проводят «службы», включая представления, проповеди, восхваляющие обилие природы, обучающие уроки по защите окружающей среды. Периодически они проводят ритуалы, особенно в традиционные праздники. Например, перед Рождеством Свидетели сажают дерево, а не срубают его.
Участники этого религиозного движения надеются, что люди получат реальную выгоду от того, что сами будут приобщаться к работе над изменением климата. Недавно Свидетели климатологии на Ближнем Востоке и в Центральной Азии незадолго до весеннего равноденствия провели новую церемонию, предполагающую очищение мыслей и души путем бросания чего-то нежелательного в огонь (например, письменного желания или реального предмета.
Трансгуманизм, джедаизм, Свидетели климатологии и множество других новых религиозных течений могут никогда не достичь статуса официального верования. Никто не знает, умрет ли конкретная религия в скором будущем или охватит мир.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание