Представьте, что вам 4 года: как развить у ребенка эмоциональный интеллект

На мгновение представьте, что вам четыре года. Вы строите башню из песка и очень ею гордитесь. Но в следующую минуту подбегает другой ребенок и ломает вашу постройку. Вы возмущены и чувствуете, как внутри вспыхивают обида, паника, разочарование и беспомощность. В этот момент подходит взрослый и спрашивает: «Что случилось?» В его глазах сочувствие, вы чувствуете его спокойствие и доброту. Постепенно негативные эмоции начинают вас оставлять.

Этот взрослый говорит: «Расскажи мне, что произошло». Он не пытается это исправить и не говорит вам: «Не волнуйся, ты сможешь построить еще одну башню». Он просто дает возможность высказать все, что есть внутри. Затем он раскрывает объятия. Вы чувствуете себя лучше и возвращаетесь к строительству своей новой башни.

Теперь вспомните время, когда вам было четыре года, и время, когда вы чувствовали гнев, грусть, испуг. Как взрослые реагировали на это? Вам повезло, если они давали возможность выразить свои чувства, выслушивали, принимали боль и отчаяние, не пытаясь исправить то, что происходило.

Но у многих из нас, возможно, был в детстве совершенно другой опыт.

Почему мы говорим о детях и их чувствах

Потому что сегодня наблюдается во всем мире неуклонный рост числа людей, у которых имеется психологический стресс. Не исключено, что это увеличение показателя частично коренится в тех фразах, которые мы слышали в детстве. К примеру, в примере с башней могли быть такие фразы :

  • «Не плач, ты же уже большой мальчик (большая девочка)».
  • «Ничего страшного, построишь новую башню».
  • «Не реви! На тебя люди смотрят».

Конечно, наших родителей легко обвинить в том, что они сделали не так или вообще не сделали. Но настоящая проблема заключается в отсутствии эмоциональной грамотности в нашей культуре. Мы не учимся реагировать на детские чувства и эмоции сочувствием и состраданием. Мы по-прежнему ценим IQ гораздо больше, чем EQ.

Есть три вида реакции ребенка в ответ на действия взрослых.

Подавление

Возможно, в детстве вы узнали, что выражать свои чувства небезопасно. Возможно, взрослые ваши чувства сразу же отключали и приказывали перестать плакать. Влияние подавления на ребенка заключается в том, что невысказанные чувства остаются.

Уже во взрослом возрасте они могут снова проявиться. Когда жизнь преподносит неприятные сюрпризы, возникают те же чувства, но на этот раз мы отвечаем тем, что выпиваем лишний бокал вина, часами бездумно просматриваем ленты соцсетей или настолько заняты на работе, что у нас нет времени понять то, что мы чувствуем.

Агрессия

В детстве многие дети, ставшие уже взрослыми, чувствовали себя бессильными или напуганными, если росли в авторитарной среде, где у них не было голоса, поэтому они не могли сказать, что они испытывают. Но затаившиеся в душе чувства могут во взрослом возрасте снова дать о себе знать.

В детстве запуганному ребенку становилось еще страшнее, но его чувства могли проявиться в форме агрессии, гнева, крика. Его могли назвать непослушным, слишком шумным или неприятным, хотя все, что он делал, это реагирование на обстоятельства.

Во взрослом возрасте эти тенденции проявляются в агрессивном поведении: возникает желание навредить себе или кому-то, проявить насилие.

Выражение

Если бы мы росли с установкой, которая гласила, что приветствуются все чувства (счастливые моменты, грустные эпизоды, радостные события и порывы гнева), став взрослыми, в трудные минуты мы тянулись бы к своему дневнику и записывали мысли, или звонили другу, шли на пробежку, занимались йогой, разговаривали с психотерапевтом... Мы умели бы найти способ погрузиться в чувства, прочувствовать их и отпустить.

Умение слушать своего ребенка

Когда вы впервые становитесь родителем, вы, вероятнее всего, совершенно не понимаете, что делать. Воспитание кажется вам чем-то очень сложным. Когда дело доходит до понимания чувств и эмоций своего ребенка, для вас важно только одно — просто делать его все время счастливым. Но невозможно и невероятно утомительно делать человека счастливым все время. Что действительно важно, так это найти способ помочь своим детям эмоционально развиваться, а также создать для них гармонию в вашем доме.

Каждому человеку нужно безопасное место, где бы он мог спокойно заглянуть в себя и распознать всех сущностей внутри. Человеку нужны границы и сдержанность, но не менее важны сочувствие и сострадание к тем большим чувствам, которые возникают. Не нужно пытаться решать проблемы ребенка и все время делать его счастливым. Просто скажите: «Расскажи мне о том, что произошло».

Просто слушайте. Будут слезы, будут ярость или жалобы. Но каждый раз вашей единственной задачей будет одно — сидеть и слушать. Спустя некоторое время вы сможете констатировать, что у вашего ребенка развивается эмоциональный интелект.

Нужно помогать детям познавать мир

Как мы можем ожидать от детей сочувствия и сострадания к другим людям, если мы не показываем им, как это делать? Как мы можем ожидать, что они будут относиться к другим с добротой и уважением, если они не знают, как это ощущается?

Важно помогать детям познавать мир, а также развивать важные жизненные навыки, такие как эмоциональный интеллект, критическое мышление и лояльное отношение к неудачам. Каждый раз, когда они терпят неудачу, они должны говорить себе: «Есть еще так много вариантов, которые я не изучал!»

Покойный сэр Кен Робинсон сказал, что цель образования заключается в том, чтобы понять мир вокруг нас и мир внутри нас. Что случится, если мы расставим приоритеты внутри мира? Несомненно, все вокруг приобретет больший смысл.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Развивали ли эмоциональный интеллект в вас ваши родители?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.