Буллинг в школе: как научить ребенка постоять за себя и не стать жертвой

Буллинг представляет собой агрессивное поведение одних детей по отношению к другим, включающее запугивание, преследование и оказание давления на жертву в рамках закрытой социальной группы. К сожалению, это одна из самых распространенных проблем среди детей. Чаще всего подобное наблюдается в начальных и средних школах.

Отличие буллинга от обычного конфликта

Конфликт представляет собой одноразовое и кратковременное событие, которое возникает между равноправными сторонами. В отличие от этого, буллинг характеризуется несколькими важными аспектами:

  • умышленность – агрессор осознает свои действия;
  • регулярность – преследование имеет продолжительный характер и повторяется неоднократно;
  • неравенство сил – жертва значительно слабее своего преследователя;
  • стабильные роли – жертва четко определена и неизменно занимает эту позицию.

Как только в группе «выделена» жертва, можно говорить о наличии группового насилия. Именно это групповое насилие причиняет травму всем его членам.

Участники буллинга

Безусловно, в ситуации буллинга последствия касаются всех участников и не обходят стороной даже общество в целом. Эти последствия могут проявляться на разных уровнях и приводить к долгосрочным изменениям в поведении и психике.

  • Буллер, часто сам являясь жертвой различных жизненных обстоятельств, использует агрессию как инструмент для самовыражения и укрепления авторитета.
  • Жертва, оказавшись под натиском дискриминации и насилия, испытывает глубинные психологические травмы. Опыт унижения и отвержения в школьном или профессиональном коллективе оставляет в душе шрамы, которые могут проявляться в форме депрессии, тревожности и чувства собственной бесполезности.
  • Наблюдатели — невольные участники драмы, которые, оказавшись свидетелями буллинга, переживают «травму наблюдателя».

В обществе, где буллинг остается нередко замалчиваемой проблемой, эти аспекты зачастую игнорируются, что поддерживает порочный круг насилия.

Наблюдатели и их роль

Буллинг в современной школе нередко становится кошмаром наяву. Молчаливые свидетели — это те, кто, не принимая активного участия в травле, просто наблюдают за происходящим. Кажется, что они остаются в стороне, но на самом деле их пассивность оставляет значительные шрамы на их психике.

Потенциальные защитники жертвы нередко оказываются в наименее завидном положении. Они чувствуют внутренний порыв помочь, вмешаться и защитить слабого, но съедаются сомнениями и страхом. Что если им не удастся помочь? Что если агрессор переключится на них?

Таким образом, буллинг в школе ломает психику всем. Вне зависимости от их роли, дети сталкиваются с сложным эмоциональным грузом. Без поддержки взрослых, которые могут предложить понимание и стратегии разрешения конфликта, дети остаются в одиночестве со своими переживаниями. Это делает важным поддержание открытых каналов коммуникации между детьми и взрослыми, чтобы своевременно выявлять и решать проблемы, связанные с буллингом.

Почему возникает травля

Это противостояние, основанное на негативе, быстро перерастает в травлю. В ее эпицентре оказывается тот, кто выделяется из группы либо по внешним признакам, либо поведением, либо просто оказался в неудачное время в неудачном месте. Дети, объединяясь против кого-то, получают иллюзию сплоченности, но на деле это очень хрупкая конструкция.

Взрослые, замечая подобные проявления, часто недооценивают их серьезность или же вовсе остаются равнодушными, списывая все на «детские игры». Но для жертвы такое игнорирование взрослых может обернуться настоящей катастрофой, запуская цепь негативных переживаний, тревог и обид, которые могут преследовать человека многие годы.

Очень важно, чтобы взрослые, ответственные за коллектив, вовремя обнаружили начало негативных процессов и приняли меры для их нейтрализации. Создавая благоприятную атмосферу, основанную на поддержке, уважении и взаимопонимании, взрослые могут направить детскую потребность в принадлежности в позитивное русло. Общие проекты и задачи могут стать теми кирпичиками, на которых будет строиться истинно сильная и здоровая группа, где каждый ребенок будет чувствовать себя значимым и принятым. Профилактика буллинга особенно важна.

Ошибки взрослых

Когда взрослые сталкиваются с ситуацией буллинга, их первая реакция может быть продиктована эмоциями. Однако важно помнить, что импульсивные решения часто приводят к усугублению конфликта. Одной из типичных ошибок является публичное обнародование проблемы без согласования с ребенком, которого это касается. Безусловно, намерения могут быть благими, но это может привести к дополнительному смущению жертвы, усилению напряженности в коллективе и, как следствие, усложнению решения проблемы. Профилактика буллинга должна стать планомерной, долгой работой с детьми.

«Само пройдет»

Ждать можно очень долго. Именно в раннем детском возрасте закладываются основы межличностных отношений. Дети учатся взаимодействовать друг с другом, развивают навыки эмпатии. Если в этот период взрослые игнорируют проблему буллинга, полагая, что она решится сама собой, ребенок может усвоить неправильные модели поведения. Он может научиться либо принимать роль жертвы, либо агрессора, и продолжать следовать этим моделям во взрослом возрасте.

Вовремя вмешиваясь в ситуации буллинга, родители и педагоги могут предотвратить негативные последствия. Важно не только остановить агрессию, но и помочь детям понять, почему такое поведение недопустимо. Разговоры, игры на развитие эмоционального интеллекта, чтение книг о дружбе и уважении к другим – все это помогает детям формировать правильные представления о том, как следует общаться с окружающими.

Оправдание зачинщиков буллинга и обвинение жертвы

Когда ситуация буллинга уже сложилась, основной фокус должен быть направлен на ее разрешение и обеспечение безопасности жертвы. Оправдывание буллинга и обвинение жертвы — это стратегия, которая не только отвлекает от настоящей проблемы, но и усугубляет ее. Такой подход может привести к тому, что жертва начнет верить, будто она действительно виновата в происходящем, что лишь усилит ее травматический опыт и затруднит выход из сложившейся ситуации.

Необходимо помнить, что буллинг — это всегда выбор. Независимо от возраста, давления коллектива или личных склонностей, каждый буллер принимает решение причинить боль другому человеку. Важной задачей взрослых является донести эту мысль до всех участников конфликта, особенно до тех, кто допускает агрессивное поведение. Вместо поиска оправданий агрессору, следует работать над культурой понимания и поддержки, где каждый член коллектива чувствует свою ответственность за создание безопасной и благоприятной среды.

Что делать родителю, если ребенок столкнулся с буллингом

Заранее подготовьте все необходимые документы и доказательства, которые могут подтвердить ваши слова. Подумайте о том, как донести информацию до педагогов максимально конструктивно. Ваша задача — не обвинять, а совместно с преподавателями и администрацией найти решение проблемы.

Во время беседы в школе будьте максимально корректны и открыты к сотрудничеству. Изложите информацию лаконично и по существу, подчеркнув, что ваша первоочередная цель — это безопасная и комфортная среда для всех учеников. Буллинг в классе - проблема системная. После встречи в школе обязательно обсудите ее итоги с ребенком. Расскажите, какие шаги предприняты и как вы в дальнейшем будете действовать вместе. Вашему ребенку важно знать, что проблема не осталась без внимания, и что предпринятые меры направлены на его защиту.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вы сталкивались хоть раз с проблемами буллинга? 
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.