Что будет с ребенком с нарушениями речи, если с ним не заниматься: прогноз логопеда

Если дети с нарушениями речи не занимаются со специалистами, последствия могут быть достаточно серьезными. В первую очередь, это отразится на коммуникационных навыках. Ребенок будет испытывать трудности в общении с окружающими, что может привести к социальной изоляции и проблемам с адаптацией в коллективе. Он может стать замкнутым, страдать от низкой самооценки и ощущать себя непонятым, предупреждает логопед Ирина Денисова.

Сам разговорится

Это заблуждение, которое до сих пор живет в обществе. Если дети с нарушениями речи не развиваются, то постепенно у них формируется умственная отсталость. Мозг - это самый ленивый орган: если у него есть шанс не работать, то он не будет этого делать. Поэтому, если родители ждут, пока дети с нарушениями речи заговорят, или приучают его повторять шаблонные фразы, он будет постоянно ждать подсказку.

В возрасте 12-13 лет возможности для коррекции речевых проблем значительно уменьшаются. Как правило, в этот период у ребенка уже формируется устойчивая речь и когнитивные навыки и вмешательство становится более сложным и менее эффективным.

Наша способность общаться - это основа развития личности и познания окружающего мира. Поэтому пренебрегать коррекцией речевых нарушений в раннем возрасте — значит создать долгосрочные проблемы, которые могут сказаться на всей жизни, затрудняя интеграцию в общество и ограничивая потенциал. Поддержка, обучение и специальные подходы могут значительно изменить жизненную ситуацию ребенка и помочь ему создать более светлое будущее.

Ошибка родителей и логопедов

Если работать с ребенком по моторной концепции, то есть через многократные повторы, через 3-5 лет можно заметить определенные изменения в его речевом поведении. Ребенок с нарушениями речи начнет говорить заученными фразами, что даст ему определенную уверенность в общении. Однако этот подход имеет и свои подводные камни. Казалось бы, механическое копирование речи взрослых может стать крепким фундаментом для самостоятельного формулирования мыслей языковыми средствами, но все не так однозначно.

Проблемой может стать ограниченность словарного запаса. Ведь часто заученные фразы - это стандартные выражения, которые используются в определенных контекстах. Без дополнительного стимулирования и обогащения словарного запаса дети с нарушениями речи могут не развивать навыки естественного обучения и понимания языка. Это может привести к проблемам в дальнейшей коммуникации и обучении, где требуется независимое мышление и восприятие новых концепций.

Ребенок в норме, наблюдая за языком, осваивает его

Ребенок в норме, наблюдая за языком, осваивает его удивительно естественно и непринужденно. Начальный этап языкового развития включает восприятие звуков и интонаций речи окружающих людей, что является фундаментом для последующего освоения словарного запаса и грамматических структур. Этот процесс начинается буквально с первых недель жизни, когда младенец начинает проявлять чувствительность к ритмам и мелодиям родного языка.

По мере взросления ребенок начинает активно экспериментировать со звуками, пробуя произносить простейшие слоги и комбинации. Постепенно эти звуки начинают складываться в первые слова, которые часто являются упрощенными версиями взрослой речи, предназначенными для конкретных целей, будь то привлечение внимания или выражение потребностей.

Что будет, если бросить коррекцию речевых нарушений

Если бросить коррекцию речевых нарушений на каком-либо из этапов, это может иметь серьезные последствия для ребенка, особенно если он не успеет освоить нужные навыки к школе. Возникает риск, что дети с тяжелыми нарушениями речи будут испытывать трудности с обучением и общением, что может негативно отразиться на самооценке и социализации. В школьной среде, где вербальные навыки играют ключевую роль, ребенок с недостаточно развитой речью может столкнуться с изоляцией и непониманием со стороны сверстников и учителей.

Кроме того, недостатки в речи часто сопровождаются трудностями в чтении и письме, что усугубляет проблемы с обучением. Ребенок может испытывать трудности с восприятием и воспроизведением информации, что замедляет процесс обучения и может привести к отставанию по предметам. Низкая успеваемость в школе, в свою очередь, способствует развитию комплекса неполноценности и может стать причиной хронической неуверенности в себе.

Почему родители прекращают коррекцию речевых нарушений

Одной из основных причин, по которой родители прекращают коррекцию речевых нарушений у своих детей, является иллюзия, что проблемы с речью сами собой исчезнут по мере взросления. Этот стереотип обусловлен множеством факторов. Во-первых, многие дети действительно проходят через так называемые критические этапы развития, когда речевые навыки улучшаются естественным образом, и это может создавать ложное ощущение, что вмешательство специалистов больше не требуется. На самом деле развитие детей с нарушениями речи очень зависит от своевременной грамотной терапии.

Если остановились в самом конце терапии

Итак, ребенок заговорил, вышел на простую фразу, потом речь развернулась, и остались только небольшие огрехи: путает окончания, не умеет согласовывать между собой прилагательные и существительные. Казалось бы, да само уже исправится. Нет, не исправится, если не закончить работу до конца.

Работа с детьми с нарушениями речи направлена на преодоление трудностей в освоении письменной речи - дисграфии и дислексии. Дисграфия проявляется в виде специфических нарушений письма, таких как ошибки на письме, искаженные буквы, проблемы с пространственным восприятием текста. Дислексия, в свою очередь, характеризуется сложностями в овладении навыками чтения, трудностями в распознавании и интерпретации букв. Эти проблемы могут привести к значительным задержкам в академическом обучении и вызвать фрустрацию как у ребенка, так и у его родителей.

Прогноз для ребенка с речевыми нарушениями при занятиях с логопедом

Занятия с логопедом являются критически важным компонентом в терапии речевых нарушений, и их эффективность может значительно повлиять на прогноз ребенка. Обучение начинается с простых упражнений для развития артикуляционного аппарата и переходит к более сложным заданиям, направленным на формирование языковых навыков. Регулярная и последовательная работа в этом направлении позволяет достичь значительных улучшений, а в некоторых случаях и полной нормы.

Исследования показывают, что дети, которые систематически занимаются с квалифицированным логопедом, значительно улучшают свои речевые способности в сравнении с теми, кто не получает такой помощи. Раннее вмешательство играет ключевую роль: чем раньше начнутся занятия, тем больше шансов на успешный результат. Помимо работы с логопедом важно, чтобы родители активно участвовали в процессе, выполняя домашние задания и стимулируя ребенка к практике полученных навыков в повседневной жизни.

Заключение

Особенности детей с нарушениями речи таковы, что при грамотной коррекции они имеют интеллект выше сверстников. Это объясняется тем, что для преодоления трудностей речи они прошли через ряд интенсивных тренировок и занятий, которые стимулировали развитие когнитивных способностей. Потребность в использовании различных методик и подходов, направленных на улучшение речи, способствовала углубленному познанию мира и развитию логического мышления, что в итоге привело к опережению сверстников в интеллектуальном плане.

Кроме того, такой ребенок оказывается более подготовлен к школе. Преодоление речевых нарушений требует значительных усилий и настойчивости, что воспитывает в ребенке дисциплину и организованность. Он изначально привык к усидчивости и регулярным занятиям, что является важным аспектом успешного школьного обучения. Кроме того, родители и педагоги, занимающиеся коррекцией речевых нарушений, часто используют всесторонний подход, который включает в себя не только языковые, но и общеобразовательные аспекты, что способствует более широкому кругозору и лучшей подготовленности к школьной программе.

Эмоционально такие дети также более развиты и обладают лидерскими качествами. Преодоление личных трудностей способствует формированию уверенности в себе и умению справляться с препятствиями. Часто эти дети оказываются примером для сверстников, демонстрируя, что любые сложности можно преодолеть благодаря упорству и трудолюбию. Они учатся выражать свои эмоции и чувства более открыто и грамотно, что помогает выстраивать гармоничные и глубокие отношения с окружающими, а также проявлять инициативу и ответственность в коллективе.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А как вы думаете, можно ли бросить занятия над речевыми нарушениями? 
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.