Не играйте в поддавки и избегайте сравнения: что делать, если ребенок хочет быть первым во всем, а когда проиграет - злится

Стремление к победе у детей может проявляться по-разному. В самом желании достигать успехов на первый взгляд нет ничего плохого, но если у ребенка проявляются слишком болезненные реакции на проигрыш, это повод задуматься.

В раннем возрасте для детей нормальны сильные переживания из-за малейших потерь. В этот период они стремятся к соперничеству за что угодно, от лакомств до игрушек. Так формируется идея быть первым во всем. Победы и поражения в принципе нормальны для любого человека, но если ребенок вкладывает слишком много эмоций в процессы соревнований и соперничества, возникает почва для серьезных проблем в будущем.

Мода на конкуренцию и успех

Болезненное переживание проигрыша даже в мелочах может быть и следствием общего культа успеха. Уже с ранних лет дети понимают, что важно достигать определенных результатов, высоких оценок и лучших показателей. Само воспитание в школе и дома их ориентирует на опережение сверстников, о чем бы ни шла речь.

Такая конкуренция тоже является нормальной, однако под гнетом социального давления у ребенка может выработаться страх стать неудачником. Любой проигрыш его приближает к этому пониманию, особенно на фоне чужих достижений.

При этом любой ребенок должен развиваться индивидуально, со своей скоростью и своими особенностями психологического взросления.

Отношение к победам и поражениям

Мы все любим побеждать, думая о заветном вознаграждении. Даже если успех незначителен, он дает приятные эмоции и мотивацию на достижение более высоких результатов. Обратное можно сказать о проигрышах, которые приносят разочарования, снижают самооценку и лишают той самой мотивации.

Наши реакции на эти два противоположных события могут соответствовать их значению, но возможен и выход за пределы нормы. Поражения являются сильным психологическим испытанием, особенно когда и стремление к победам перерастает в навязчивую идею.

Дети в этом отношении особенно уязвимы, поскольку они не могут в полной мере контролировать свои чувства и эмоции. Поражение для слишком чувствительного в этом плане ребенка может стать причиной эгоцентризма, низкой самооценки, одиночества и ощущения подавленности с фрустрацией.

Признаки чрезмерного стремления к победам

Изначальные предпосылки к эгоцентричности могут сформировать искаженное восприятие побед и поражений. До 6 лет ребенок может думать, что весь жизненный путь должен состоять из одних побед, так как мир крутится вокруг него. Но по мере взросления должно приходить и понимание, что проигрыши и вторые места тоже являются нормальным и в чем-то даже полезным явлением.

О том, что ребенок не перешел к пониманию побед и поражений на "взрослом" уровне, скажут следующие признаки:

  • Проигрывая, он злится и начинает обвинять других.
  • Результаты и оценки всегда вызывают больше интереса, чем игры и развлечения.
  • Мысль о возможном проигрыше отбивает желание участия в соревновании.
  • Проявляется склонность к перфекционизму.
  • Ребенок с трудом признает ошибки.

Критическим возрастным порогом, когда эти признаки рассматриваются как симптомы проблемы, специалисты считают 10 лет.

Что делать, если ребенок хочет быть первым во всем и злится при поражениях?

Научить ребенка здоровому соперничеству и принятию поражений как нормального явления можно следующими способами:

  • Не играйте в поддавки, поскольку преувеличенный опыт побед формирует ложное представление о себе и своих силах.
  • Объясните ему, что победы не всегда возможны сами по себе. Не все в принципе зависит от него.
  • Избегайте сравнений, даже если речь идет о братьях и сестрах с близкими друзьями.
  • Не перегружайте ребенка обязанностями, которые он не может выполнить. Это будет негативный опыт, также усиливающий страх проигрыша.
  • Победы ребенка заслуживают вознаграждения и соответствующей оценки. Не игнорируйте, а поощряйте его успехи.
  • Расскажите о плюсах поражений и неудач. К примеру, о возможности учиться на ошибках, за счет этого делая себя более умелым и способным.
  • Учите правильно принимать поражения на эмоциональном уровне. Если ребенок злится и ведет себя слишком нервно, его нужно успокоить.
  • В целом желательно воспитывать в ребенке такие чувства, как терпимость, сопереживание, уважение к другим.

Также стоит напомнить ребенку, что любой соревновательный процесс так или иначе должен приносить пользу или просто удовольствие. Если проигрыши в чем-то заставляют его огорчаться и злиться, то, возможно, стоит обратить внимание на другую сферу деятельности или развития.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А как, на ваш взгляд, нужно менять отношение к победам и проигрышам у таких детей?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.