Пережила две мировые войны, но чувства юмора не потеряла: цитаты советской актрисы Рины Зеленой

По документам ее звали Екатерина Васильевна Зеленая, но всем она запомнилась как Рина. Актрисе театра и кино, мастеру имитации детской речи и артистке эстрады пришлось сократить свое имя лишь потому, что полностью оно не помещалось на транспарант. Но отнеслась она к этому эпизоду с юмором, впрочем, как и ко многим событиям в своей жизни.

Забыть ее невозможно

Близкая подруга и писательница Вера Инбер характеризовала молодую Екатерину так:

Она похожа на мальчика, который похож на девочку.

Действительно, Рина не была писаной красавицей, которых часто можно увидеть в кино и театре. Когда она приходила к кому-то в гости и входила в комнату, где было много людей, то ее практически никто не замечал.

Можно сказать, что она была неприметной. Но стоило ей заговорить, как из ничем не выделяющейся дамы она превращалась в роковую женщину. Все в ней видели настоящую красавицу: умную, обворожительную, покоряющую. И если даже она не вдохновляла на подвиги, но стихи ей посвящали. Так, в 1944 году Самуил Маршак написал:

Устрой всемирные смотрины

И созови весь женский пол,

Но я уверен: лучше Рины

Ты никого бы не нашел.

Шить так и не научилась

Екатерина Васильевна родилась в Ташкенте, в семье чиновника Василия Зеленого, в 1901 году. В детстве она любила лазать по деревьям и там, удобно устроившись на ветках, читала Лидию Чарскую. В школе она хорошо училась, но лишь потому, что не хотела огорчать родителей. Позже ее отца перевели в Москву, и семье Зеленых пришлось переехать. В столице Рину отдали в гимназию фон Дервис. А когда девочке было двенадцать лет, началась Первая мировая война.

Поскольку немцы теперь были врагами, то гимназистки перестали посещать уроки немецкого, выражая таким образом протест. А вот от уроков рукоделия Рина отлынивала самостоятельно. Пока ее одноклассницы шили, она читала им вслух. В итоге она так и не научилась даже пуговицы пришивать, и даже на фронте это делал кто-нибудь за нее.

Дебют

В качестве актрисы Рина Зеленая дебютировала во время гражданской войны: вместе со своей театральной школой она выступала перед красноармейцами. Эта Школа находилась при Свободном театре и всех, кто пытался постичь актерское мастерство, выпускали на сцену в массовках. Рине нравились актерские суеверия, к примеру если упал текст, то нужно на него срочно сесть. А также нравилось работать с актерами. Она часто вспоминала Карпова и даже написала о нем в своей книге "Разрозненные страницы":

Если вас убивают в четвертом акте, нельзя уже в первом выходить с убитым видом.

Эту цитату однажды сказал старый актер Карпов, но Рина так часто использовала ее в своей жизни, что многие приписывают эти слова ей.

Выжить помогал смех

В то время убивали не только на сцене, но и на фронте, и даже на улице: шла гражданская война. Отца Рины снова перевели, на этот раз в Одессу, и семья последовала за ним. Но к тому времени у него уже была другая женщина, так что ехали они зря. Василий с новой женой уехал дальше, а Рина с мамой и сестрой остались одни в холодной комнатушке с голыми стенами. Вечерами в помещении было так холодно, что приходилось укрываться всей имевшейся одеждой, но этого тоже не всегда хватало. Тогда Рина выскакивала из этой холодной постели и начинала танцевать горячий “испанский танец” с веером. Всем становилось весело и тепло, и они засыпали.

КРОТ и Москва

В Одессе Рина присоединилась к компании театралов-любителей, которые открыли в подвальчике театр КРОТ (расшифровывается как “Конференция рыцарей острого театра”). Это были молодые и образованные люди. Они сами писали спектакли, переводили пьесы и даже шили костюмы. Тут Рина Зеленая познакомилась с Виктором Типотом, Верой Инбер, Евгением Левинсоном и Александром Фрумкиным. Каждый спектакль актеров-любителей имел большой успех, но им не хватало авторов, поэтому репертуар был скромным. А вот в Москве жизнь бурлила, и Рина решилась на отчаянный шаг - уехала в столицу.

Путь к вершине

В Москве Рина быстро нашла себе место в театре с затейливым названием “Нерыдай”. Это было кабаре, и Рина исполняла там песни на тексты Веры Инбер и Николая Эрдмана. Сюда часто заходили другие актеры, чтобы пообедать и поделиться новостями, а после полуночи до четырех утра показывали спектакли. Рина не забывала о своих друзьях по КРОТ и помогла перебраться в Москву Типоту с женой. Она же устроила его в “Нерыдай”. Спустя время Типот поссорился с режиссером, и Рина, приняв сторону старого приятеля, уехала в Питер и устроилась в театр “Балаганчик”. Это было тяжелое и безденежное время, так как режиссер не хотел платить своим актерам, и, когда Рина уже намеревалась уходить из “Балаганчика”, ее пригласили в только сформировавшийся Театр сатиры в Москве.

А там уже были и ее товарищи по КРОТ и знакомые с театра “Нерыдай”. Однажды, когда аккомпаниатор, с которым должна была выступать Рина, заболел, ее попросили исполнить хоть что-то. Она вышла на сцену и прочитала “Мойдодыра”, так в 1929 году появилось ее новое амплуа - мастер имитации детской речи.

Слова и фразы

По долгу службы Рине часто приходилось путешествовать вместе с актерской труппой, и у нее при себе всегда был блокнот. Это был ее дневник, куда она записывала свои впечатления от поездок и идеи. Позже этот блокнот лег в основу книги “Разрозненные страницы”. Там Рина напишет:

Зиму я люблю только в марте, когда знаю точно, что она кончилась.

Хотела актриса обратить эти слова в очередную шутку или же пыталась скрыть за ними что-то более глубокомысленное, останется известным только ей. А ведь если говорить не о зиме, то можно найти много интересных аналогий с жизнью.

К примеру, мы начинаем любить ходить в садик, когда в школе начинают задавать много уроков; начинаем ценить работу, когда не можем найти новую; начинаем кого-то любить, когда он уходит навсегда. В марте зима не страшна своими морозами, и только вспоминая о ней, можно осознать ее истинную красоту.

Когда актриса была с гастролями у моря, ее поселили в комнату, окна которой выходили в потрясающий сад. В своей книге она даже написала, что хотела бы, чтобы это был ее личный сад:

Для меня слово «сад» означает все лучшее в мире. Все мои мысли, стремления, мечты о доме, о счастье — в этом слове.

"Уважение — первая заповедь человеческого общества" - этого принципа Рина придерживалась всегда: и когда устраивала Типота в театр, и когда вступилась за него перед режиссером, и когда работала в неперспективном "Балаганчике". Людей, которые ее окружали, она уважала и ценила.

О детях

Рине много приходилось работать с детьми, но она всегда умела находить с ними общий язык. Она не задавала банальных вопросов о том, как малыша зовут и сколько ему лет, а говорила с уважением, показывая интерес к его персоне. Она много наблюдала за тем, как ведут себя дети и их родители, и пришла к определенным выводам:

У меня даже создается впечатление, что, как нужно воспитывать детей, знают все, кроме их родителей. Кто-то сказал, что педагогика — это наука о том, как воспитывать чужих детей.
Все равно, семнадцать тебе лет или пятьдесят, это одинаково далеко от четырехлетнего человека. А рассказывать маленькие новеллы от лица ребенка нужно было так, чтобы зал тебе поверил. Пустое подражательное кривлянье и сюсюканье недопустимо, оно просто оскорбляет и взрослых, и ребенка.

Размышления

Часто Рина Зеленая думала и о законах бытия. К примеру, однажды она сказала:

Сейчас очень в моде слово «поиск». Но все-таки главное — это найти.

Наверное, мода на поиск будет всегда. Даже сейчас часто можно услышать от человека, что он находится в поисках себя. Но это не будет иметь ровным счетом никакого смысла, если человек не найдет то, что ему нужно, очень быстро. Можно всю жизнь находиться в поиске себя, а на ее исходе понять, что хотел рисовать, но уже поздно: отведенного времени остается слишком мало.

Еще Рина Зеленая проповедовала добро:

Я знаю настоящих добрых людей. У них доброта - чувство безотчетное. А у меня происходит от ума. Мне проще сделать человеку добро, чем зло. Добро вообще делать легче.

Если задуматься, то его и правда сделать легче, ведь обычно известно, в какой именно помощи нуждается человек. А вот пакости еще придумывать приходится.

И да, Рина гордилась тем, на каком языке она разговаривает:

Какое счастье - уметь говорить правильно по-русски, читать и слушать, как красива русская речь! Сейчас многие говорят неправильно, небрежно — это глупо и безнравственно.

Возраст и немного юмора

У Рины Зеленой есть две приметные цитаты о возрасте:

Ничто так не старит человека, как возраст.
В день рождения становится больше лет. Иногда даже больше, чем нужно.

Иногда возраст - это просто цифры в паспорте и во многих случаях они соответствуют мироощущению человека. Но случается и такое, что свечей на торте вроде немного, но приносят они с собой мудрость еще не прожитых лет.

Но что бы в жизни ни происходило, Екатерине Васильевне всегда удавалось сохранять чувство юмора:

Кто говорит, что счастье не купишь, никогда не покупал кошку!
Что вы хлопаете меня по колену? Не выношу, когда вмешиваются не в свое тело!
Средство от бессонницы: надо считать до трех. Ну, максимум, до полчетвертого.

А позже Рина сокрушалась, что не увидит XXI век. Но хорошо, что она оказалась в нужном месте в нужное время, иначе 20-30-е годы прошлого столетия, когда театры появлялись на каждом шагу, потеряли бы яркую личность, без которой становление театральной культуры было бы совсем другим.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

С какими работами Рины Зеленой вы знакомы?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.