В последние годы все чаще стала звучать тема домашнего насилия. Многие женщины рассказывают о семейных проблемах, обращаются в кризисные центры. В СМИ и социальных сетях активно обсуждаются негативные ситуации, возникающие внутри отдельной семьи. Однако при этом часть женщин, являющихся религиозными, по-прежнему живут с мужьями-абьюзерами, годами издевающимися над ними.
На насилие нельзя отвечать смирением
Иногда верующие женщины, подвергающиеся насилию дома, считают, что нужно смириться, что божьи законы не позволяют им развестись, поэтому следует сохранять брак. В интервью, данном изданию "Правмир", протоиерей Максим Первозванский, который создал кризисный центр, помогающим молодым семьям, объяснил, что искать обоснование насилия в семье в православной идее смирения не следует.
Отец Максим рассказал историю одной из своих подопечных, которая оказалась в деструктивных семейных отношениях. Сначала ее супруг ограничил ее социальные контакты, он запретил ей общение с родственниками и подругами, а потом стал бить ее. При этом духовник этой семьи призывал женщину терпеть и смиряться. И она терпела. Когда ей было 25 лет, внешне ей можно было дать все 40.
Должно быть самоуважение
По мнению протоиерея Первозванского, подобная позиция глубоко ошибочная. Нельзя при оценке деструктивной ситуации ссылаться на христианскую точку зрения. Потому что последняя как раз говорит о прямо противоположном подходе. Священнослужитель отмечает:
Уже 20 лет я повторяю и повторяю, что муж не имеет права заставлять жену слушаться, нет у него такой власти. А еще у меня есть критерий, по которому можно проанализировать, что происходит: есть ли в происходящем уважение к другому человеку и (или) самоуважение? Если чего-то нет, значит, это неправильное поведение.
При этом самоуважение не следует ассоциировать с гордыней. Потому что под ним подразумевается уважение образа Божьего в самом себе. Так же, как и любовь к себе, - это не себялюбие. Не уважая и не любя себя, человек как раз и позволяет другому поступать таким образом, что тот оскверняет в нем образ Божий. И здесь опорой нам служат слова Господа:
Возлюби ближнего твоего, как самого себя.
Нужно искать поддержку
Таким шагом, ведущим к освобождению от деструктивных отношений в семье, является понимание того, что с человеком происходит что-то неладное. А уж если последствия сказываются уже на здоровье в виде трясущихся рук, выпадающих волос, резкого снижения веса, то тут уж не может быть никаких сомнений - терпеть это ни в коем случае нельзя.
Хотя лучше, конечно, не доводить до такого и как можно раньше заметить, что вас не уважают и подвергают унижению. А заметив это, нужно как можно скорее обращаться за помощью, будь то близкие люди, психолог или священник. Однако слушать тех, кто призывает смиряться и терпеть, когда вас бьют, нельзя. Надо искать поддержку, защиту, а не потакание абьюзеру.
Грех человекоугодия
Если обратиться к духовной стороне вопроса, то нужно обратить внимание на то, что нередко люди пытаются подменить такую христианскую добродетель, как смирение, грехом человекоугодия. Последнее как раз и проявляется в том, что женщина, когда ее осуждают родственники или несправедливо обвиняет муж, в своей реакции на их поведение не опирается на собственную совесть, а оглядывается на чужое мнение.
И здесь благочестивым делом будет не угождать кому-то, не поддаваться манипуляциям, не смиряться, а отстаивать свое достоинство. Ведь христианство отнюдь не исключает достоинства, противопоставляя ему смирение. Здесь уместно будет вспомнить слова апостола Павла, содержащиеся в Первом послании коринфянам:
Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков.
И то, что супруг-тиран унижает свою жену, это он делает отнюдь не по указанию Бога, а по собственному произволу. А по поводу духовного равноправия мужчины и женщины у апостола Павла в Послании к галатам сказано:
Все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; ...нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
В Евангелии от Иоанна, обращаясь к ученикам, Христос говорил:
Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.
Если говорить о ситуации семейного насилия, то она никак не сочетается с этими словами. Ведь Иисус любил своих учеников, как и всех людей, он никого не терзал и не казнил, а взошел на крест ради прощения грехов всего человечества.
Истинный смысл
Однако иногда в православной среде можно столкнуться с неправильным пониманием христианского смирения. И нередко можно слышать довод о том, что, поступая плохо, тиран делает доброе дело для души того, кого он угнетает. Он якобы учит смирению и осознанию ничтожности. А также, чтобы обосновать доминирование мужчины в семье, вспоминают знаменитое изречение апостола Павла из его послания к ефесянам:
Жена да убоится мужа своего.
Однако здесь делается распространенная ошибка, когда слова, вырванные из контекста, понимаются в смысле, прямо противоположном тому, который в него вложил автор. Если же прочитать весь отрывок, касающийся семейных отношений, то можно увидеть его глубокий смысл. Вот что написал апостол Павел:
Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем.
Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя.
Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть.
Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа.
И главное здесь не в том, что древнегреческий глагол phobitai многозначный, и его можно перевести не только как "бояться", но и как "заботиться", "уважать", "чтить". Главное, что автор сравнивает главу семейства с Иисусом, главой Церкви. А эта роль заключается вовсе не в грубой власти, а в том, чтобы служить, охранять, заботиться и жертвовать собой. Господь прощает, а не осуждает, исцеляет, а не карает, помогает, а не требует. Именно таким духом и проникнуто Святое Евангелие. Совсем не трудно понять, что эта роль коренным образом отличается от той, которую на себя берет тиран.
Подчинение тирании есть рабство
Что касается домашнего тирана, то он, требуя от супруги повиновения, сам не исполняет повеления Господа любить ее, как себя самого. Его обращение с ней, скорее, похоже на ненависть, нежели на любовь. И он совсем не "питает" и не "греет" ее, как этому учит апостол Павел. И здесь не может быть никакой "единой плоти", когда одна из ее частей наносит другой раны, запугивает ее, доводя до психического расстройства.
А значит, когда муж своих обязательств не выполняет, жена становится свободной от своих. Главным принципом отношений в семье должна быть любовь. Тогда как подчинение домашнему тирану - это добровольное бессмысленное рабство. В нем нет никакого позитивного смысла, оно причиняет боль и страдания и самой жертве, и ее детям.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание