Патриарх Кирилл, который стоит во главе РПЦ, подчеркнул, что материальное благополучие — это не только итог человеческих усилий, но и дар свыше, который необходимо применять разумно и ответственно. При этом глава РПЦ подчеркнул, что богатство должно служить спасению. Как понимать эти слова?
Жизнь дана, чтобы творить добро
В минувшее воскресное утро, когда церковь отмечала память пророка Аввакума, патриарх в своей проповеди акцентировал внимание на том, что жизнь дана человеку не для того, чтобы наслаждаться, а для того, чтобы творить добро.
Предстоятель РПЦ отметил:
Господь испытывает богатством, чтобы Бога не забывал, в храм ходил, жену свою не обижал, о детях беспокоился. Богатство не должно быть тем, что подрывает нравственную, духовную жизнь, обрекая на вечную погибель, оно должно послужить спасению.
Он обратился к состоятельным людям с призывом оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, руководствуясь принципами справедливости и милосердия. Он подчеркнул, что средства не должны быть направлены исключительно на удовлетворение личных желаний. Они должны служить высоким идеалам и помогать окружающим.
По мнению предстоятеля, истинная сущность человека раскрывается не в накоплении материальных ценностей, а в обретении духовной благодати. Возникает вопрос: как богатство спасает человека? Разъяснения можно получить, обратившись к Священному Писанию и его толкованиям.
Не богатство может воспрепятствовать спасению, а чрезмерная привязанность к нему
В Евангелии от Матфея, в главе 19, излагается следующий эпизод. Когда Иисус пришел в пределы Иудеи, за Иордан, он вел беседы с местным населением и в числе прочего говорил о заповедях, которым должен следовать христианин.
Один богатый юноша, который соблюдал заповеди, спросил у Сына Божьего, какое доброе дело ему нужно сделать, чтобы обрести вечную жизнь. На это Иисус ответил:
Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.
Юноша, услышав это, отошел от Спасителя с печалью.
А Христос сказал ученикам:
Истинно говорю вам, что трудно богатому войти в царствие небесное. Удобнее верблюду пройти сквозь игольныя уши, нежели богатому войти в Царство Божие.
В связи с этим верующие задаются вопросом: неужели богатый человек не может войти в Царствие Небесное? Ответ на него можно получить, ознакомившись со «Словом св. Иоанна Златоуста, как подобает милость творить прежде о домашних своих».
Епископ Михаил (Лузин) в Толковании на Евангелие от Матфея, ссылаясь на Св. Иоанна Златоуста, поясняет:
Христос сими словами не богатство порицает, но тех, кои пристрастились к нему.
Таким образом, приведенные слова Иисуса Христа говорят не о том, что богатые не могут спастись, а лишь о том, что богатство может стать препятствием для спасения тех, кто чрезмерно привязан к материальным благам.
Богатство нужно использовать разумно
Тогда как при правильном, при разумном использовании денег даже богатый человек может обрести спасение, как Авраам, как Иов, как Давид и многие другие богатые люди, которые сейчас наслаждаются жизнью в небесных обителях.
Как следует использовать свое состояние с умом и пользой и как богатым людям следует себя вести, чтобы обрести спасение? Ответы на эти вопросы можно найти в труде святителя Иоанна Златоуста, который призывает богатых заботиться о других людях, которые нуждаются в этом, протягивать им руку помощи.
Вот как он в своем «Слове» учит состоятельных людей:
Насытился ли ты пищею — вспомни голодного. Утолил ли жажду — вспомни жаждущего. Согрелся ли — согрей трясущегося зимою. В доме ли высоком и богато украшенном живешь — введи скитающегося в оный. Возвеселился ли ты на пиру — возвесели скорбящего и сетующего. Воздали ли тебе честь, как богатому, — посети и ты убогих.
Иоанн Златоуст также призывал людей, наживших состояние и имеющих слуг, хорошо относиться к ним, быть к ним снисходительными, проявлять о них заботу. И тогда такому человеку будет явлена милость Господня.
Вот его слова об этом:
Вышел ли ты радостным от князя твоего — сделай веселыми и всех слуг в доме твоем. Немалое есть дело в очах Божиих и то, когда кто и слуг своих беспечальными делает. И если ты милостив и снисходителен будешь к ним, то и сам, при исходе души твоей от тела, милость получишь.
Приветствуется уважение к священнослужителям и пожертвования
Иоанн Златоуст писал, что, если богатый человек будет оказывать уважение священнослужителям, привечать их в своем доме, они будут молиться за него:
И пусть будет дом твой пристанищем служителям Божьим и священникам, и всякому церковному чину: введи таковых в дом твой и воздай им честь; поставь им трапезу и сам с семейными послужи им. Пусть знают тебя, и пусть молитва их за тебя в церкви вознесется, и пусть свеча твоя там горит, и просфора принесена будет.
Богатому человеку и его семейству предлагается помогать монахам продуктами, жертвовать что-либо на их нужды. И если они будут молиться за тех, кто им помогает, то это будет дорогого стоить для них, потому что молитва праведников является весьма действенной:
Призри монашествующих, и им предложи иноческую пищу, и послужи им с твоими семейными со смирением. Проводи их с честью и пожертвуй что-либо на нужды монашеские. Если за все это они оставят тебе одно свое благословение, то и это будет для тебя бесценным сокровищем: ибо много может молитва праведного, говорит слово Божие.
Не судите и не клевещите
Согласно Иоанну Златоусту, чтобы обрести спасение, богатым людям также не следует забывать и об отшельниках, просить, чтобы они молились за них, принимать их благословение. А также нельзя клеветать и судить других, в том числе и людей духовного чина:
Не забудь и отшельников, и их снабди нужным для них, и их молитв испроси себе, и приложи к сердцу слова их, и их благословение прими. Клеветы же на иноков и ни на кого из духовного чина не принимай. Согрешающего не суди, помня слова Господа:не осуждайте, да не осуждены будете.
Иоанн Златоуст призывает не стыдиться первыми приветствовать того, кто встречается на пути, то есть проявлять уважение к окружающим и смирение перед Всевышним.
И тогда богатство приведет в Царствие Небесное
В «Слове» Иоанн Златоуст подытоживает: если следовать указанным правилам, то богатство не будет препятствием к спасению, а, напротив, приведет в Царство Божие:
И если так будешь жить, то не только не будут тебе препятствовать ко спасению власть и богатство, но будут для тебя вождями к Царству Небесному, как добрые друзья.
В Деяниях святых Апостолов (глава 20, стих 35) говорится:
Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: «Блаженнее давать, нежели принимать».
Таким образом, для тех, кто богат, нет преград на пути к Царствию Небесному. Они будут спасены, если, следуя истинному пути благочестия, будут оказывать помощь всем, кто в ней нуждается: накормят голодного, напоят жаждущего, предоставят одежду нуждающемуся, помогут больному. Если будут делать добрые дела по мере своих возможностей.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание