Ломаем стереотипы: реальная жизнь семьи рабочего до революции в фотографиях и документах

Сегодня ходит множество версий о том, как жил рабочий люд в дореволюционной России. Существует версия, что голодал народ нещадно, жил в халупах, ходил в тряпье, рваные башмаки подвязывал бечевками. Все поголовно были необразованными, и женили молодых людей насильно, не спрашивая их мнения. А так ли все было на самом деле? Давайте посмотрим на историю страны непредвзято и сломаем стереотипы, активно насаждаемые социалистической идеологией.

Ранние браки против воли молодых

Говорить о том, что мнения невесты никто не спрашивал, неверно. Белова Анисья Ивановна (1896-1975 гг) выходила замуж за рабочего Трубного завода в Самаре (позднее он стал называться заводом имени Масленникова) в 1914 в возрасте 18 лет. Хотя в городе венчаться в церкви девушкам можно было уже в 16. Но не раньше! Все бракосочетания девиц до 16 лет происходили в обход законам, в основном выписывались липовые справки, в которых менялась дата рождения.

Живя на положении круглой сироты в семье своего дяди, она, конечно, прислушивалась к мнению отчима и мачехи. Но двоих из потенциальных женихов, предложенных родителями, она отмела безоговорочно.

А вот слесарь Степан Николаевич Уланов (1888 – 1943 гг), переехавший в Самару из Мелекеса, ей приглянулся, и она дала свое согласие.

Правда, тут вмешался отчим. Он поставил жениху условие, что свадьба состоится, если у того будет собственной дом. Поэтому дожидаться свадьбы пришлось еще два года.

Девки в сарафанах и кокошниках

Зато жениху после сватовства была подарена фотография невесты. Она была сделана в 1912 году.

На ней у девушки красивая прическа, сделанная по моде тех лет, клетчатое платье с рукавами реглан. Украшает наряд большой белый вышитый воротничок с кружевами по краям.

Когда дотошные внуки у бабушки Анисьи спрашивали, где ее сарафан и кокошник, она отмахивалась: «Это только деревенские девки в сарафанах форсили. Мы в городе старались моды придерживаться. Отец газету выписывал, там фотографии модных платьев смотрели. Мы с матерью смотрели и старались сшить похожие».

Старые газеты, и правда, имели рубрику, где освещались вопросы моды.

Рабочие в кирзовых сапогах, телогрейках и портках

Жених Анисьи был привлекательным молодым человеком. Он даже в какой-то мере был франтом. После смерти бабушки в ее сундуке были найдены две жилетки от костюмов-тройка. Одна из них была изготовлена из палевого цвета хлопкового бархата с рельефным вдавленным рисунком и позолоченными пуговицами.

Часы на цепочке и позолоченные запонки с необработанным александритом бабушка в войну обменяла на продукты. Кстати, туда же ушли серебряные цепочка Анисьи и браслет, подаренный мужем на свадьбу.

В телогрейке Степан ходил только на работу. Дома он всегда мылся в тазу и переодевался. А в выходные и на праздниках, когда семья гуляла по набережной или ходила в гости, его одежда мало отличалась от той, которую носили дворяне.

То, что рабочие в городах тоже старались следовать моде, видно по первой семейной фотографии. Стереотипу постоянно ходить в телогрейках и портках придерживались только приезжие из деревень на заработки многодетные крестьяне, ставшие разнорабочими на заводах.

Кстати, снимок был сделан заезжим фотографом после свадьбы в 1914 году прямо на кухне в доме. Печку пришлось завесить какой-то тканью, а на пол постелить что-то наподобие гобеленового ковра.

Молодожены по этому случаю облачились в свадебные наряды. Платье у невесты было длинное, белое, но сшитое из хлопчатобумажной ткани - мелкие складочки от сминания видны при увеличении фото. От фаты, правда, пришлось отказаться.

Позднее зять переснял фото на свою «Смену», увеличил и распечатал. Фотография размером А3 до сих пор висит в рамке на стене в доме внучки Анисьи и Степана.

Бескультурье и необразованность народа

В городах большая часть детей обучалась в церковно-приходском училище. Анисья имела свидетельство о его окончании и похвальную грамоту за отличные успехи.

У Степана тоже за плечами было такое училище. Кстати, брат его Петр даже сам работал учителем в 1911 г. в церковно-приходской школе Ставропольской губернии.

Социальная принадлежность определялась по тому, кем были родители. Хотя сами люди могли изменить свой статус, начав работать в другой сфере, как, например, тот же Степан и его брат Петр. Будучи от рождения мещанами, один стал рабочим, а второй перешел в интеллигенцию.

Семья Улановых не чуралась и светской жизни. Супруги нередко ходили в театр, выписывали и читали газеты, были в курсе всех городских событий. Неудивительно, что один их сын стал юристом (работал товарищем прокурора в г. Кинель), а второй - военным врачом.

Покосившиеся халупы, в которых проживало по 10-15 человек

На зарплату заводского слесаря Степан к моменту женитьбы приобрел бревенчатый дом в районе Беломорского оврага. Он ничем не отличался от остальных в улице, в которых жили те же простые люди.

До Волги было ходьбы 5 минут – ее можно было видеть, выйдя на крыльцо дома. Сейчас на этом месте стоит монумент «Ладья», и спуск к реке оборудован ступенями. Раньше купаться дети бегали по крутым тропинкам, ведущим от холмов. Зимой их использовали для катания на санках или дощечках.

В доме были сени, большая кухня, «зал» и крохотная спаленка. Печь находилась по центру, выходя в каждую из комнат одной стороной. Топилась она из кухни.

Здесь Анисья прожила до 1967 г. В родовом гнезде частенько собирались ее дети и внуки, навещали бабушку. Глава семейства умер в 1943 году от рака горла.

Нищета и убогость быта

Обстановка в доме тоже была близка к городскому стилю. В зале стоял резной черный буфет, круглый стол, деревянное кресло, на котором любил посидеть глава семейства.

Во время праздничных застолий выставлялась фарфоровая посуда: супница, тарелки, чайные чашки. До внуков дошли стеклянная сахарница с серебряной крышкой вместе с серебряными же щипчиками для колки сахара. Из того же металла были приборы: вилки, ложки.

Скотину семья не держала, хотя прежние хозяева пристроили к дому сараи для нее. Огородов и дачи у них тоже не было. Только сад во дворе дома с вишней, яблонями, терносливом и смородиной.

Сама Анисья не работала до самой смерти мужа. Она занималась домом, детьми и мужем.

Дети не в радость: Бог дал, Бог и взял

В этом доме Анисья родила шестерых детей. Вырастить до зрелого возраста удалось только троих. Первенец Леня (1915-1929 гг) умер в 14 лет от порока сердца. За 2 дня до трагического события родители пригласили фотографа, который успел сделать памятное фото парнишки.

Второй и третий сын умерли в младенчестве, не дожив и до года. Действительно, уровень медицины был тогда на низком уровне. Особенно не блистала она успехами в выхаживании новорожденных. Бабушка Анисья рассказывала, как они с мужем тяжело переживали эти утраты.

Голод и мечта попробовать сахар

Еда в доме была всегда. Это были щи, уха, окрошка, винегрет, каша, картошка, иногда макароны. На зиму квасили капусту, варили варенье, сушили яблоки.

Очень любила Анисья печь. При воспоминании о ее пирожках у внуков до сих пор сразу начинают течь слюнки. Да и булочки с маком у нее получались чудесные.

На праздники Степан баловал семью халвой, лимонадом, пряниками, конфетами-подушечками. Кстати, конфеты ели с хлебом.

Рассматривая ретро-фотографии и документы прошлых лет, сравнивая данные с информацией, которую активно вбивали учащимся в советских школах, начинаешь сомневаться: а действительно ли положение рабочих было таким тяжелым и безрадостным, как хотели показать идеологи строителей коммунизма? Не сгущали ли они краски, описывая вечно голодных и грязных детей рабочих? Может быть, в качестве примеров брали семьи, где отцы любили прикладываться к бутылке и не имели пристрастия к работе?

А вы как думаете? Не стесняйтесь, спорьте!

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 226
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
-3
Старанная непоследовательная статья. Макароны до 17 года ? ну и ну. Винегрет?
Копировать ссылку
"В 1913 году в России насчитывалось уже 39 макаронных предприятий, производивших около 30 тысяч тонн изделий в год." Это выдержка из статьи "умных людей". "Первая макаронная фабрика в России открылась в конце XVIII века". А вы считаете, что до революции люди только щи хлебали и исключительно лаптями? Зря. Вот интернета не было. И телевизора. А телефоны уже были, и фотоаппараты.
Копировать ссылку
Статья понравилась. Первую фабрику по производству макарон открыли французы в 1797 году в Одессе, а винегрет готовили для императора Александра I .
Копировать ссылку
Вообще-то макароны (пасту) еще Н.В.Гоголь очень любил и сам готовил, да и винегрет известен века с 18-го.
Копировать ссылку
Комментарий удален
Копировать ссылку
0
Они все уже были представлены ранее в комментариях, но возможно, не все до них доберутся.
Копировать ссылку
-5
Эти свидетельства явно и недвусмысленно говорят о том, что общее положение дел в Российской империи было далеко от того частного случая, который описан в статье, и поэтому утверждение автора, что статья "сломает стереотипы, активно насаждаемые социалистической идеологией" ложно.
Копировать ссылку
6
Хотела бы добавить кое-что про отечественную историографию. В советские годы множество информации просто перевиралось. Например, точно знаю, что был создан миф о бедных-несчастных декабристах, пошедших против императорской власти и страшном Николае Палкине, их наказавшем. В действительности в местах, куда выселили декабристов, туго пиходилось надзирателям. Они были вынуждены ходить и уговаривать их выйти на работу.А бедные жертвы режима кидали жребий: кто сегодня пойдет немножко поработает.
Копировать ссылку
-3
Странно...Почему же при такой приличной жизни рабочих свершилась революция? Да ведь и Россия в то дореволюционное время была преимущественно страной аграрной.
Копировать ссылку
Вы знаете, Егор, не помню уже где, но читала неоднократно, что уровень жизни в дореволюционной России превосходил уровень жизни в других капиталистических странах.Предпосылками революции многие исследователи называют отсутствие сильной централизованной власти и , как следствие, слабого жандармского контроля.
Копировать ссылку
5
Во первых, исследователь советский, возникают сомнения в его непредвзятости. Во вторых, может быть труд сегодняшних шахтеров каторжным не назовешь?
Копировать ссылку
-1
Книга К.А. Пажитнова вышла 1906 году, до Советского союза было ещё далеко. И да, труд теперешних шахтёров тяжёл, но каторжным его не назовёшь. Кроме того, в книге речь идёт не только о шахтёрах, но и о рабочих разных фабрик, и об использовании детского труда на фабриках и заводах Российской империи до революции. Это к вопросу о том, превосходил ли уровень жизни в Российской империи уровень жизни в других капиталистических странах и вообще о том, каким он был у масс народа.
Копировать ссылку
6
Понятно. И все же существуют сравнительные исследования, показывающие, что уровень жизни рабочих в России не был хуже уровня рабочих в европейских странах. Поэтому основной причиной революции это назвать нельзя.
Копировать ссылку
Вот я тоже спрашивала отца. Как бы бабушка тогда уже почила... А он отвечал, что мать ему говорила: "Не знай, какая там революция и где была. Проснулись - везде флаги красные, говорят - советская власть пришла". Так что вопрос этот интересный. Кстати, я вот тоже очень спокойный человек по натуре. Ни в какие революции и партии не вступаю. Случись чего - очень удивлюсь. Зачем что-то менять? Где гарантия, что станет лучше?
Копировать ссылку
2
Я всё это проходила в институте на курсе "Марксизма-ленинизма" и даже сдавала экзамены. 5, кстати. Но толку-то что? Доказательств, господин, доказательств! Фотки предъявляете - а кто там? Я-то вам свои представила. Бабку в старости можете сравнить по специальной программе - она угадает, что кости черепа совпадают. А что бабка моя, а не чужая - предъявила уже доказательства выше. А на представленные Вами факты есть доказательства, кроме публикаций советского периода?
Копировать ссылку
-1
А какие вы фото желаете увидеть, Людмила? Вам по ссылкам, что я приводил ранее, фото недостаточно? Или вы хотите увидеть фото лично моих родственников? Так их не сохранилось, к сожалению, да и зачем они вам?
Копировать ссылку
2
А вот у меня сохранилось. И не только у меня я думаю. А про тех, у кого не сохранилось, говорят "Иван, родства не помнящий". Вот если вы даже родословную своей собственной семьи не знаете, как можете хвастать познаниями в истории в глобальном смысле? Только по чужим книгам? Этого у нас было предостаточно, я уже говорила - наизусть учили и на экзаменах от зубов отскакивало. Надоело, знаете ли... Верить чужим глазам и ушам, свои имеются.
Копировать ссылку
0
А с чего вы взяли, что я её не знаю? Я вам сообщил лишь, что у меня нет дореволюционных фотографий. Причины здесь могут быть самые разные, самая простая - крестьянам в глухой деревне фотографы не часто заезжают, а потом по тем местам прокатилась война. И какое имеет отношение наличие или отсутствие фотографий к моим познаниям в истории? У вас, Людмила, что-то с логикой.
Копировать ссылку
7
В Томске на спичечной фабрике купца Кухтерина минимальная зарплата рабочего определялась так: на месячный заработок мужчина должен был прокормить себя, жену и 2 детей, купить полный костюм, картуз и сапоги, дрова на месяц + аренда жилья (если дом не свой). Жены не работали. Высококлассные мастера получали намного больше.
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.