В 17 лет возглавила Детский музыкальный театр, а в 27 ставила спектакли за рубежом: Наталья Сац и удивительная история ее жизни

Сегодня мы расскажем о девочке, которая виделась с Вахтанговым, Станиславским, Рахманиновым и Мейерхольдом, а потом выросла и стала основательницей целых трех театров.

Она активно пропагандировала музыкальное искусство для детей. Внесла огромный вклад в художественное воспитание младшего поколения и развитие театров для маленьких зрителей.

Детские воспоминания

Родилась Наталья Сац в 1934 году в Иркутске. Ее отец руководил музыкальной частью и писал композиции к спектаклям в МХАТ. Мать работала там же, преподавала и пела в хоре.

Илья Александрович и Анна Михайловна познакомились в необычном месте - в южном французском городе Монпелье. Она приехала поступать в вуз, а он из-за своих пылких речей в кругах революционеров по совету родственников "эмигрировал" от заинтересованной полиции.

Спустя несколько лет супруги переехали в Москву, где Станиславский на музыку Ильи Сац поставил спектакль "Синяя птица". Он стал знаковым для Натальи. Ведь именно птица установлена на шпиле ее театра.

Когда в Художественном театре шли спектакли, родители не могли оставить дочерей одних и брали с собой на работу. Девочек сажали под сценой или на ступеньки бельэтажа, так как билеты были раскуплены. "Синюю птицу" Наталья с сестрой посмотрели около 30 раз. Но главное, после каждого спектакля девочкам нужно было высказать суждение о нем и обязательно записать свои мысли в толстую голубую тетрадь под названием "Впечатления о виденном театре".

Возможно, эта необходимость высказывать собственные суждения об увиденном отразилась на представлении Натальи Ильиничной о том, каким должен быть детский театр.

Жена "изменника Родины"

Будучи подростком, Наталья занималась в драмстудии им. Грибоедова. В 14 лет окончила музыкальный колледж имени Скрябина, а спустя год получила должность заведующей детским сектором Темусека Моссовета. В здании, где находился этот театр, протекала крыша, не было отопления. Детям приходилось сидеть в валенках, полушубках, в башлыках. Несмотря на это, постановки пользовались успехом. Первым сыгранным спектаклем стала легенда о Давиде и Голиафе.

Сац и Прокофьев придумывали эту сказку очень долго. Постановка была адресована самым маленьким зрителям, поэтому ее построили на ярких антитезах и контрастах. Каждый персонаж имел свой инструмент. Это делалось для того, чтобы зритель мог познакомиться с богатством оркестрового звучания. Например, кошку изображал кларнет, птичку - флейта.

В 1921 году в 17-летнем возрасте Сац основала Московский театр для детей, который сегодня известен как РАМТ. На посту художественного руководителя она провела 16 лет.

Главным желанием Натальи Ильиничной было создать такой театр, который станет порталом в светлый и сказочный мир искусства, местом с безграничной фантазией - и ей это удалось.

По приглашению немецкого дирижера Отто Клемперера Сац уехала в Берлин ставить оперу "Фальстаф" Джузеппе Верди в "Кроль-опере". Для Натальи эта постановка была прорывом: она не только стала первой женщиной-режиссером опер, но и всемирно известным театральным деятелем.

Возвращение в Москву

В СССР Сац вернулась в 1937 году, где сразу была арестована как жена "изменника Родины". Ее супруг, нарком внутренней торговли Израиля, был обвинен в контрреволюционной деятельности.

На этом ее страдания не закончились. В тюрьме у нее случился выкидыш, следом частичный паралич, после которого она оказалась в доме инвалидов. На помощь пришла мать. Анна Михайловна привезла дочери в Сиблаг посылку с концертным платьем, чтобы она даже здесь, в тяжелый период, могла служить искусству. Сац стала ставить спектакли и организовала хоровой кружок.

В ГУЛАГе она провела долгих 5 лет. После освобождения Наталья не имела права возвращаться в Москву, поэтому отправилась в Алма-Ату. Здесь она откроет ТЮЗ, которому посвятит 13 лет жизни.

К сожалению, вернувшись в Москву, она не могла занять прежнюю должность. Сац была руководителем Всероссийского гастрольного театра, а потом детским отделением Мосэстрады.

Рождение первого музыкального детского театра в России

Его открытие состоялось в 1964 году, он сегодня гордо носит имя своей основательницы. В 1979-м театр переехал на Проспект Вернадского - в специально спроектированное для него здание, увенчанное знаковой для Натальи Ильиничны скульптурой Синей птицы.

Будучи руководителем, она ставила не только детские спектакли, но и "взрослые" оперы, где звучал Пуччини, Моцарт и другие.

Особое место в репертуаре занимали постановки, главной целью которых являлось интернациональное воспитание. Например, спектакль "Негритенок и обезьяна" (реж. Н. Сац, С. Розанов) показали рекордные 452 раза. После посещения одного из них учительница, поддерживающая связь с педагогической частью театра, сказала, что с помощью постановки смогла примирить в своем классе антисемитски настроенных учеников.

Наталья Ильинична Сац была уникальным человеком. Она не только успешно создавала театры, пьесы и представления, но и всю жизнь занималась тем, что любит больше всего, вне зависимости от того, располагали к этому обстоятельства или нет. Ее сила характера - это отличный пример для любого человека, даже того, кто не интересуется искусством.

Наталья Сац скончалась 18 декабря 1993 года и была похоронена на Новодевичьем кладбище.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вы посещали Московский государственный академический детский музыкальный театр им. Н. И. Сац?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.