Не беда, заговорит еще.... На какие сферы жизни повлияет отсутствие полной речевой нормы у ребенка

Все виды речевых недостатков, если их не исправлять, оказывают негативное влияние на высокие психические функции личности. Даже такие простые звуки, как Р, С, Ш, если не были откорректированы в детстве, могут создать значительные трудности в зрелом возрасте. Алалия или анатрия, являющаяся одним из самых серьезных речевых расстройств, способна кардинально изменить личность ребенка по мере его развития, если речь не будет доведена до оптимального уровня, либо если ребенка не обучить методам альтернативной и дополнительной коммуникации.

Зачем ребенку формировать речь

Речь - это практически единственная вещь, которая отличает нас от животных. Современные ученые утверждают, что собаки и многие другие животные обладают сознанием, они реагируют на реальность и воспринимают ее. Но мы можем передать копить, хранить и передавать информацию через поколение. Именно эта функция речи стала очень важной для развития человечества.

Сегодня речевые навыки не являются определяющими для выживания поколений, для сохранения критически важных знаний и передачи их потомкам, все это прекрасно произойдет и без нас. Но жить в этом мире не слишком удобно, если у вас нет возможности обмениваться информацией. К счастью, для неречевых людей есть специальные системы альтернативной коммуникации, которые отлично заменяют звучащую речь.

Что человека отличает от животного

На самом деле, если верить теории эволюции, мы все происходим от животных предков. Человек, как и предшествующие ему приматы, приспосабливался к окружающей среде, учился выживать в ней, искал более совершенные способы для этого. Но, в отличие от всех остальных, даже от самых умных обезьян, он начал менять окружающую среду, создавая орудия труда и используя их себе во благо. Так у нас появились сначала палки-копалки, потом мотыги, а сегодня и тракторы на дистанционном управлении.

Но вернемся к речи. Она сформировалась у человека в самую последнюю очередь. Это высшая надстройка над всеми психическими функциями, которая не является жизненно необходимой. Без дыхания, жевания, глотания человек не может функционировать, во всяком случае, без медицинского оборудования. А вот без речи - спокойно.

Именно поэтому речь как самая сложная и молодая структура и "ломается" самая первая. Небольшая температура во время беременности не повлияет на функцию дыхания ребенка, двигательную функцию, но может привести к искажению формирования речи.

Зачем люди разговаривают? Психолингвистика

Психолингвистика представляет собой научную дисциплину, исследующую, как мы осваиваем, применяем и интерпретируем язык. Эта область соединяет элементы психологии и лингвистики, изучая взаимосвязь между когнитивными процессами нашего мозга и словами или фразами, которые мы произносим или слышим. Иными словами, речь идет о том, как формулируются мысли и как они воспринимаются мозгом.

Ученые-психолингвисты анализируют, как дети начинают овладевать родным языком, какие процессы происходят в мозге во время общения, а также как взрослые могут изучать иностранные языки. Особенно важное внимание уделяется проблемам, с которыми сталкиваются люди при различных языковых нарушениях, таких как дислексия и афазия. Таким образом, психолингвистика играет значимую роль не только в теоретическом аспекте, но и в практическом применении, например, в области логопедии и языкового обучения. Они и выделили основные и дополнительные функции речи, которые мы сейчас рассмотрим.

Коммуникативная функция речи

Другими словами - это удовлетворение своих потребностей с помощью вербальной речи. С помощью этой функции мы между собой общаемся и именно она заставляет ребенка развивать свою речь согласно возраста. Фактически именно из-за этого начали разговаривать неандертальцы.

Как это происходит и в чем заключается коммуникативная сторона речи? Это когда ребенок не может взять сам предмет или удовлетворить потребность, и он просит маму. То есть он удовлетворяет свои потребности за счет вербальной речи. Если же у него нет возможности говорить, то он использует другие возможности. Ребенок кричит, падает на пол, тянет маму, в результате, от этого плохо всем. Соответственно, задача научить ребенка говорить крайне важна для всех: родителей, учителей, воспитателей и самого малыша.

Регуляторная функция речи

Это связь речи и поведения. С помощью речи человек обслуживает все остальные высшие психические функции. С помощью речи мы мыслим, с помощью речи мы помним. Но самое главное - поведение регулируется речью. Например: малыш тянет руку к стоящей на столе вазе. Если он говорящий, в его голове развернется следующий диалог: "Нельзя, мама Ай-ай-ай". То есть, он на своем языке, составил для себя программу, что если это разобьется, то мама будет ругать.

Если ребенок не говорит, он тянет руку к вазе, но у него не формируется данная программа. В результате, мама действительно его ругает. Ребенок пугается, убегает или плачет, потому что он сам не может сказать себе, что так вести себя нельзя, что это опасно. Работа над развитием речи приводит к изменению поведения. Причем как только специалистам удается добиться небольшого понимания речи - поведение малыша становится еще хуже. И выход здесь один, работать дальше над развитием речи.

Эмоционально-выразительная функция речи

Многие неговорящие дети отлично владеют жестами и мимикой. И порой малыш способен объяснить совершенно все, используя только эти техники. Но здесь есть одна проблема. Чем старше становится ребенок, тем сложнее ему проявлять свои эмоции. Когда он сердиться, то сжимает кулаки и бросается в драку. И здесь очень важно вооружить это словом. Как только он получит этот инструмент и сможет сказать: "Я злой", ему больше не потребуется показывать свою злобу кулаками.

Эмоции можно либо продемонстрировать и проявить, либо назвать для окружающих и самого себя. Поэтому логопеды должны дать ребенку название эмоциям.

Когнитивная (познавательная) функция речи

Именно с помощью этой штуки мы сопоставляем, сравниваем, анализируем, то есть здесь переплетается речь и мышление. Мы мыслим с помощью образов и слов. Если нет слов - мыслить практически невозможно. Поэтому мы и говорим, что в школе учиться практически невозможно, если не разговаривает. Это еще раз говорит о том, что работать над вербальной речью нужно на протяжении всего дошкольного детства, особенно если вы замечаете проблемы в развитии ребенка.

Номинативная функция речи

Очень важна для полноценного существования личности. Бывает и так, что устная речь сформирована, но при этом проблемы с номинативной функцией. Он отлично говорит, но к средней школе успеваемость начинает сыпаться по всем фронтам. При этом говорит ребенок практически безупречно, если не вдумываться, не вслушиваться и не обсуждать что-то сложнее, чем сегодняшний школьный обед.

Итак, ребенок не может обучаться в средней школе, потому что несмотря на то, что он читает, считает, он ничего не понимает. У него нет достаточно объема слов, понимание основы грамматики языка, он элементарно не может посчитать задачу. Арифметику он знает, а выстроить логическую цепочку для решения не может.

Это большая проблема, потому что таких детей травят на уроках, выгоняют из школ или пытаются перевести в специализированные классы для умственно-отсталых. То есть взрослые не понимают, что проблема речевая.

Заключение

Можно много еще говорить о функциях речи и о том, как они влияют на жизнь ребенка. Но нужно понять, что почти все особенности, которые вы видите в своих детях (невнимательность, непослушание, сложности с пониманием), зачастую идут именно от отсутствия или проблем с развитием речи. По мере того как ребенок будет овладевать речью, скорость всех когнитивных функций будет расти, ему не потребуется столько времени для обработки простых задач. И постепенно он выровняется относительно возраста.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А что вы думаете о функциях речи? 
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.