Сердитый старик: ученые выяснили, почему пожилые люди ворчат

Почему некоторые пожилые люди ведут себя неприятно? Во всем виновато всеобщее убеждение, что жизнь несправедлива. Хотя есть много способов, которыми люди проявляют эту веру. Некоторые уходят в себя, а другие вовлекаются в процесс, пытаясь исправить дисбаланс. Иногда это взаимодействие принимает форму гнева.

Сердитый старик

Стоит рассмотреть этот вопрос с точки зрения психологии. Сердитый старик - это клише, не требующее объяснений. В выпуске еженедельного журнала Shukan Asahi от 24 ноября невролог говорит, что слой мозга, который сдерживает рациональное мышление, с возрастом ухудшается, и поэтому фильтры, которые мы используем для поддержания приличия, выходят из строя. Вот почему пожилые люди злятся легче и чаще, чем молодые, особенно на публике и на незнакомцев. В статье представлен еще один, не физиологический фактор: когда человек выходит на пенсию, он менее привязан к поведенческим ограничениям, диктуемым социальными нормами.

Это стало проблемой

В статье делается попытка разобраться с феноменом, называемым buchigire rōjin или «пожилые люди, которые выходят из-под контроля», который, по-видимому, является проблемой прямо сейчас, судя по количеству внимания средств массовой информации, которое он получил. Асахи приводит несколько примеров этого явления, в том числе старика, который громко ругал молодую женщину в поезде, потому что он думал, что она «смеялась слишком громко», и пожилых людей, которые пришли в аптеку при больнице за своими препаратами, кричащих на клерка, потому что их заставляют ждать. Клерк, который, согласно условиям общественного договора, «ниже», чем кричащие на него пожилые люди, реагирует на насилие все более отчаянными извинениями, что еще больше провоцирует их гнев.

Каков психологический урон?

Комический потенциал такого сценария уже созрел, но психологический урон, по-видимому, стал серьезным вопросом. Эссе на эту тему в выпуске «Асахи Симбун» от 3 декабря ссылается на рассказ романиста Кейси Наги об умах, зараженных «ядом», и о том, как эти яды выбрасываются в словах и действиях, «чтобы человек мог остаться в живых». По определению, кто-то или что-то должно быть вместилищем этих ядов. Часто это любимые люди, но все чаще, утверждает редакция, это незнакомцы, чья работа заключается в том, чтобы быть на грани обмена токсичными веществами.

В эссе приводится опрос, проведенный профсоюзом UA Zensen, в котором приняли участие 50 000 человек, работающих в розничной торговле. Более 70 процентов респондентов заявили, что стали объектом «злонамеренных жалоб», часто излагаемых в «оскорбительных выражениях». Многим угрожали, а некоторых даже заставляли кланяться и вставать на колени перед собеседником. Приведенные примеры являются пугающими. Клиент звонит в магазин с заявлением о возврате бракованного товара и почти час держит оператора на телефоне, постоянно называя этого человека «глупым». Длинная очередь в кассе движется не так быстро, как хотелось бы одному клиенту, поэтому он начинает кричать на кассира и не останавливается даже после оплаты своей покупки. Пятьдесят процентов опрошенных считают, что такое экстремальное поведение встречается все чаще, и, по словам Асахи Шимбуна, основным источником этого «яда» являются пожилые мужчины.

Общество становится нетерпимым

В статье от 28 ноября в "Токио Шимбун" была выдвинута теория о том, что «общество становится все более нетерпимым», с еще более страшными примерами. Клиент просит продавца проверить цену конкретного товара, и когда продавец покидает свое место, чтобы сделать это, клиент начинает разглагольствовать: «Не заставляй меня ждать». Он продолжает истерику в течение трех часов.

Упоминая тот же опрос UA Zensen, Tokyo Shimbun перечисляет формы такого насилия - угрозы, снисходительные лекции, сексуальные домогательства и даже вымогательство. По словам У. А. Зенсена, злоумышленники, как правило, являются образованными мужчинами с довольно неплохими доходами, но которые каким-то образом «недовольны обществом». «В обычных обстоятельствах жалобы клиентов ценны для компаний, потому что они используются для улучшения продуктов и услуг, но в этих случаях злоупотреблений нет намерения исправлять плохую ситуацию, а только грубое выражение жалобы. Преступники выбирают более слабых людей, чтобы избавиться от разочарований, вызванных повседневной жизнью» - говорится в "Токио Шимбун".

"Клиенты-монстры"

Эти люди, которых назвали «клиентами-монстрами», также были подробно освещены NHK с панельной дискуссией на новостном шоу 2 декабря. Один ученый цитировал старую японскую поговорку: «Клиент - это Бог». Злоумышленники понимают, что служащие смиренно воспримут их ругань. Один из преподавателей университетских коммуникаций сказал, что социальные сети подпитывают это явление, поощряя откровенность, а репортер NHK обвинил невежливость в извращенном чувстве омотэнаси, казалось бы, уникального бренда гостеприимства Японии, который, по его словам, требует от обслуживающего персонала смирения во время издевательств хулиганов.

Нет власти после выхода на пенсию

Участники дискуссии сошлись во мнении, что эти люди действуют оскорбительно, потому что они больше не обладают властью после выхода на пенсию. Похоже, что большинство из них занимали руководящие должности, и когда они видят что-то неладное, их импульс состоит в том, чтобы немедленно исправить это. Одна женщина в студии сказала, что ее отец на пенсии проводит все свои часы бодрствования, набирая бесплатные телефонные номера для клиентов, чтобы жаловаться на все, что поражает его воображение.

«Мы привыкли направлять свой гнев на телевизор», - сказал инструктор, добавив, что такая страсть была безопасной, потому что телевизоры неодушевленные. Сейчас есть бесчисленное множество ответных мер на наше недовольство, и те, кто не может поддержать обратную связь, ищут собеседников, у которых нет полномочий или разрешения на ответ. Один участник прокомментировал, что японцы жалуются на недостаточную вежливость обслуживающего персонала за границей, но пока они выполняют свою работу, он сказал, почему мы требуем, чтобы они так бережно относились к нашим чувствам?

Невролог в статье Shukan Asahi рекомендует, чтобы сварливые старики больше спали, что звучит как здравый смысл. Еще один возможный совет, но для жертв клиентов-монстров - игнорировать их.

Мнение медиков

Ошибочно предполагать, что всему виной только зависть и невозможность вернуть былое. Нужно не забывать о том, что имеется обоснованное мнение медиков на этот счет. Они предполагают, что агрессия часто сопровождается деменцией, когда человек не может до конца понять, что происходит вокруг него и своим действиям отчета не отдает. Часто говорят о том, что старики «чудят» или «хулиганят». Другой крайностью выступает ситуация, когда старики начинают «учить» людей помоложе, с полной уверенностью, что они все знают, и требуют от окружающих полного повиновения. Агрессия, как правило, - единственный симптом депрессии у людей пожилого возраста. A значит нужно в некоторых случаях применять медикаментозную помощь.

Заключение

Жизнь является очень быстротечной, она пролетает с огромной скоростью, что не успеешь оглянуться, как вокруг нас будут гораздо более молодые, сильные и красивые. Стоит помнить о том, что сердитые старики не всегда были такими, совсем недавно и они любовались и восхищались чудесами и красотами нашего мира. Может быть, если мы не будем замечать их выходок и чудачеств, а, наоборот, будем уклоняться и уходить от исходящего от них негатива, жизнь покажется и им чуть добрее?

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вы когда-нибудь сталкивались с агрессией у пожилых?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.