Аккаунт на "Госуслугах" – это не просто удобный инструмент для гражданина. Сегодня это фактически ключ к любым операциям, касающимся различных сфер жизни. Поэтому мошенники в последнее время атаковали "Госуслуги" с целью раздобыть конфиденциальные данные россиян и воспользоваться ими с целью обогащения. Давайте разберемся, чего нужно опасаться и что делать, если попадись на удочку злоумышленников.
Кредит
После взлома "Госуслуг" многие жертвы мошенников узнают о том, что на них висят кредиты. Дело в том, что сам государственный портал не занимается выдачей займов. Но, имея доступ к аккаунту, злоумышленник может использовать его для подтверждения личности, например, в микрофинансовой организации. Таким образом, он получает деньги, а жертва вынуждена выплачивать кредит с процентами.
Нужно понимать, что на "Госуслугах" хранится вся информация о человеке: и паспортные данные, и СНИЛС, и ИНН. Также через портал можно взять справки, необходимые для получения кредита. А учитывая, что во многих банках процедура выдачи займов сейчас автоматизирована и проводится чуть ли не в онлайн-режиме, перед мошенниками открываются широкие возможности.
Налоговый вычет
Через "Госуслуги" проходит идентификация на многих государственных порталах. Так, например, злоумышленник может получить доступ к вашему личному кабинету на сайте ФНС. Изучив информацию о ваших отчислениях, он может запросить у налоговой вычет. Для перевода средств, как правило, открываются счета-однодневки, которые блокируются после получения средств.
Перепродажа
Далеко не все мошенники самостоятельно занимаются реализацией преступных схем. Некоторые формируют базы данных а потом перепродают их другим мошенникам, за довольно-таки приличные деньги. Поэтому, если вы поняли, что "Госуслуги" взломаны, но на вас все еще не навешали кредитов, возможно, вы столкнулись именно с таким перекупщиком.
Опосредованное воздействие
Имея доступ к "Госуслугам", можно узнать о человеке многое: где он живет, сколько зарабатывает, а каких банках имеет счета, какое имущество на него зарегистрировано. Получив полную информацию о жертве, преступники могут выманивать деньги у родственников или пытаться завладеть средствами на банковских счетах. Так, например, может сработать следующий алгоритм:
- Мошенник меняет пароль от "Госуслуг", а также пароль для восстановления.
- Жертва, пытаясь восстановить пароль, получает сообщение, что учетная запись заблокирована, и нужно позвонить по определенному номеру.
- Когда человек, поддавшись уловке мошенников, позвонит, его начнут уговаривать перевести деньги на некий защищенный счет, который на самом деле принадлежит злоумышленникам.
Как восстановить доступ при взломе
Способ восстановления учетной записи зависит от обстоятельств:
- Если мошенники не успели изменить основные данные для входа, нажмите кнопку «Восстановить» и следуйте инструкции. Потребуется указать паспортные данные, а также ИНН и СНИЛС.
- Если у вас нет доступа к телефону, к которому привязаны "Госуслуги", проведите повторную регистрацию через свой онлайн-банкинг.
- Если вы не смогли решить проблему самостоятельно, обратитесь в ближайший центр обслуживания.
Как понять, что сделали мошенники
Первым делом важно понять, что именно делали мошенники, завладев вашим аккаунтом. Зайдя в раздел «Безопасность» – «Действия в системе», вы сможете понять, что именно злоумышленники пытались найти в вашем личном кабинете. Также через "Госуслуги" вы можете узнать, не оформлен ли на вас кредит. Два раза в год человек может воспользоваться услугой запроса кредитной истории бесплатно.
Что делать, если на вас взяли кредит
Обнаружив в кредитной истории чужие заявки, придерживайтесь такого алгоритма:
- Обратитесь в банк и сообщите, что вы не подавали заявку на кредит. Если она не одобрена, ее еще можно аннулировать.
- Если заявка одобрена, и мошенники получили деньги, запросите копии подтверждающих документов.
- Обратитесь в полицию с заявлением о мошенничестве, после чего с талоном-уведомлением отправляйтесь в банк, чтобы написать заявление на аннулирование кредита.
- При отказе кредитора обратитесь с жалобой в ЦБ. Если это не поможет, добивайтесь справедливости в суде.
Даже если в кредитной истории вы не обнаружили ничего подозрительного, не расслабляйтесь,. В будущем мошенники еще могут попытаться воспользоваться вашими данными. Чтобы предотвратить это, обязательно напишите заявление в полицию.
Как защититься от взломщиков
Легче предотвратить проблему, чем бороться с ее последствиями. Чтобы защитить свои "Госуслуги", придерживайтесь таких правил:
- Придумайте надежный пароль. Он должен быть достаточно длинным, не менее семи символов. В идеале - четырнадцать. Важно, чтобы он был уникальным и содержал в себе и буквы, и цифры, и различные символы.
- Не используйте одинаковые пароли. Для каждого сайта у вас должен быть индивидуальный пароль. Так, если будет взломан аккаунт на одном сайте, это не повлечет за собой утечку данных с других.
- Не вводите данные с "Госуслуг" на подозрительных сайтах и никому не сообщайте паролей, которые приходят на ваш мобильный с государственного портала.
- Не сообщайте никаких данных неизвестным лицам, которые звонят якобы из МФЦ, СФР и других организаций. Как правило, из сотрудники не ведут обзвонов. Лучше положите трубку и лично обратитесь в ту или иную организацию за уточнением.
В целом "Госуслуги", как и другие государственные порталы, защищены достаточно хорошо. Чтобы не попасть на уловку мошенников, нужно просто быть внимательным и осторожным.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание