Почему его называют отцом философии: открытия Аристотеля, которые мы должны знать

Аристотеля называют отцом философии и многих других наук таких, к примеру, как психология, риторика, критика, биология и т. д. За свою жизнь этот гениальный ученый древности сделал огромное количество открытий, способных приносить пользу человечеству и поныне.

Кем был Аристотель

Аристотель появился на свет в 384 г. до н. э. в Македонии (ныне — Греция), в семье одного из придворных вельмож. Родители Аристотеля однако покинули этот мир, когда он был еще совсем юным.

После ухода родителей мальчика взял на воспитание некто Проксен из Атарнео. Некоторые исследователи предполагают, что этот опекун, скорее всего, был родным дядей Аристотеля. Решив позаботиться о племяннике-сироте, Проксен перевез его в Афины, поскольку считал, что только здесь он сможет получить хорошее образование. К моменту прибытия юного Аристотеля в Афины, здесь уже несколько лет функционировала Академия, где преподавались философии, науки и искусства. В этой Академии и обучался в последующем Аристотель. Преподавателями будущего философа и ученого были лучшие умы того времени, включая Платона.

После кончины Платона Аристотель покинул Академию. В последующем он некоторое время путешествовал, изучая науки и искусства, а затем создал собственную школу Ликею, в которой воспитал множество талантливых учеников.

За свою жизнь Аристотель дважды был женат. Жены родили ему нескольких детей. Скончался философ в Греции. Причиной его ухода стало тяжелое заболевание. Какая именно болезнь унесла жизнь Аристотеля, историкам неизвестно до сих пор.

Что изучал Аристотель

В отличие от современных ученых, Аристотель не отдавал предпочтение какой-то одной узкой области науки. Знаменитый ученый изучал физику, астрономию, биологию, социологию, философию и многое другое. В любом случае сегодня ни у кого не возникает сомнений в том, что открытия и изобретения Аристотеля оказали огромное влияние на прогресс человечества и расширение наших знаний во многих областях науки.

Открытия Аристотеля в биологии

Одной из наук, которой Аристотель уделял огромное внимание, была биология. За свою жизнь ученый провел множество исследований, в ходе которых сравнивал между собой различные организмы. Эта работа позволила Аристотелю заложить основы классификации царства природы. Ученый, к примеру, первым разделил все организмы, населяющие планету, на две группы — позвоночных и беспозвоночных.

Логика Аристотеля

Также Аристотель сформулировал три закона логики:

1. Согласно закону тождества, один предмет в процессе дискуссии или рассуждения всегда должен иметь одно и то же значение.
  2. По закону противоречия, два противоречивых суждения не могут быть истинными одновременно.
  3. Согласно закону исключения третьего, всегда должно быть верным или какое-то суждение или его отрицание.

«Политика» Аристотеля

Одним из самых известных трудов Аристотеля считается написанная им книга «Политика». В своих рассуждениях ученый выделял три формы власти — власть одного, власть избранных, власть всех. При этом Аристотель считал, что каждая из этих разновидностей может быть как благой так и дурной.

• власть одного по Аристотелю — это монархия (хорошая) или тирания (плохая);
  • власть избранных — аристократия (добродетельные избранные) или олигархия (порочные избранные);
  • власть всех — демократия (власть народа) и охлократия (власть толпы).

Трактат «О памяти и припоминании»

В своем небольшом тракте «О памяти и припоминании» Аристотель попытался решить целый ряд вопросов в отношении того, что представляют собой память и припоминание. В этой книге ученый разделяет два этих понятия. Аристотель, к примеру, пишет, что «медлительные люди обладают лучшей памятью, в то время, как быстрые и сообразительные лучше умеют припоминать».

Важность привычки

Свою крылатую фразу «привычка — вторая натура» Цицерон, по мнению историков, высказал, находясь под влиянием трудов Аристотеля. Аристотель считал, что настойчивость является ключом к успеху. Привычка, как утверждал ученый — это не просто принудительное действие, выполняемое автоматически. По мнению Аристотеля привычка - это своего рода тренировка себя для достижения определенных целей.

Научный метод

Аристотель также учил, что в науке человек должен опираться в первую очередь на наблюдение. Лучшим же способом проверить любую идею или гипотезу философ считал исследование и проверку фактов. Аристотель учил, что в своей работе ученые не должны опираться лишь на иррациональное мышление и рассуждения о том «что могло бы быть, если …». В науке, как считал философ, всегда очень важны реальные эксперименты.

Круглая Земля

Аристотель не был первым философом, который начал утверждать то, что Земля имеет форму шара. Однако именно этот ученый первым подкрепил подобные утверждения реальными доказательствами. Аристотель, к примеру, обратил внимание просвещенных людей своего времени на то, что некоторые звезды, видимые в южном полушарии, не видны в северном. Также философ указывал на то, что Земля отбрасывает на Луну тень округлой формы во время затмений.

Аристотель также утверждал, что Земля, по всей вероятности, имеет очень большие размеры. Все эти мысли о форме и размерах нашей планеты философ высказал в трактате «О небесах».

Геология

Аристотель был и одним из первых ученых, проводивших исследования в отношении скорости течения геологических процессов. Философ признал, что поверхность Земли имеет особенности, не являющиеся постоянными. Повышение температуры воздуха приводит к высыханию озер, а пустыня в какой-то момент может стать влажной и покрыться растительностью. Более того, Аристотель сделал вывод, что море и суша в какие-то периоды могут меняться местами. Ученый писал, что людям трудно осознать эти изменения, поскольку протекают они очень медленно. Каждый такой процесс длится дольше человеческой жизни.

Живое и неживое: основы психологии

Кроме того Аристотель сформулировал определение, придающее важность душе. Философ утверждал, что тело — ничто без духа. Душа по Аристотелю — это дыхание, дающее человеку волю к действию. Как считал философ, душой обладают не только люди, но и животные и даже растения.

Душа в понимании ученого — эта некая «жизненная сила». Растения, как считал Аристотель, обладают вегетативной душой, что позволяет им расти, питаться и размножаться. Животные, по мнению философа, имеют чувствительную душу. Поэтому у них имеются такие способности, как восприятие и движение. Люди же, как считал Аристотель, обладают рациональной душой, включающей в себя силу мысли и разума.

Какое открытие Аристотеля вы назвали бы наиболее важным?