Сложности с чтением и письмом, или дислексия. Как помочь ребенку и облегчить ему школьное обучение

Дислексия — это особое состояние мозга человека, при котором ему трудно воспринимать написанный текст, излагать мысли в письменной форме или обрабатывать прочитанную информацию. Недуг передается по наследству и поражает до 10% населения. При этом дети с дислексией могут не отставать от своих сверстников в начальных классах, но после проблемы с чтением и пониманием дают о себе знать.

Что такое дислексия

Дислексия – это не просто проблемы с чтением и письмом и уж точно не признак низкого интеллекта. Это состояние влияет на часть мозга, которая контролирует способность обрабатывать то, как слышатся, произносятся, читаются или пишутся слова. Дислексия также может вызвать проблемы с рабочей памятью, концентрацией внимания и организационными способностями человека.

Из-за этого различия детям с дислексией трудно обрабатывать лингвистические и символические коды, такие как буквы алфавита. Учиться с такой особенностью восприятия крайне тяжело. Вы можете обнаружить, что ваш ребенок избегает чтения, потому что это вызывает стресс и утомляет. Он проявляет странную заторможенность, работая над даже самым простым текстом.

В результате ваш сын или дочь рискуют пропустить ценную информацию и сильно отстать от своих одноклассников. Понятно, что это может оказать косвенное влияние на их самооценку и поведение. К тому же наши современные учителя, к сожалению, далеко не всегда готовы работать с такими детьми. Они попросту не понимают, что с ними не так, и это еще больше усиливает проблему.

Основные факты о дислексии

Несмотря на то что около 10% населения страдает дислексией от легкой до тяжелой степени, большинство людей мало что знают об этом. Вот почему это понятие окутано множеством мифов. В наших школах часто этот термин заменяется словосочетанием «особые трудности в обучении». При этом дислексия — это не проблема интеллекта, лени, зрения или чтения букв задом наперед.

Согласно исследованию Йельского университета, дислексия в равной степени поражает мальчиков и девочек. Она не является проблемой визуальной обработки или зрения. Это врожденное и пожизненное заболевание, но при правильной поддержке дети с дислексией могут лучше читать и понимать прочитанную информацию.

Важно помочь ребенку понять, что дислексия не является признаком низкого ума. Многие интеллектуальные гиганты, такие как Альберт Эйнштейн, Томас Эдисон, Бенджамин Франклин, Вольфганг Амадей Моцарт и Уинстон Черчилль, тоже боролись с дислексией. Зато такие дети преуспевают в решении головоломок, сильны в областях рассуждений, воображения и абстракции и имеют большой словарный запас для своего возраста.

Может ли у вашего ребенка быть дислексия

Вы можете быть обеспокоены тем, что ваш ребенок уже давно посещает школу и до сих пор неправильно произносит самые простые слова, очень медленно читает и часто делает ошибки, не может писать по буквам, хотя очень много работает над этим. Все это признаки дислексии.

При этом диагнозе ребенок не может объяснить, что произошло в рассказе, или ответить на вопросы о прочитанном. Он не в силах решать математические задачи, в которых есть слова. У него проблемы с изучением алфавита, дней недели, цветов, форм и чисел. Не думайте, что это просто пройдет само собой. Если это действительно дислексия, то вам нужно помочь ребенку, и вот как это сделать.

Читайте больше

Пусть чтение станет любимым занятием ребенка. Начните с того, что больше читайте ребенку самые интересные книжки, чтобы стимулировать его делать то же самое. Затем оттачивайте этот навык вместе, но делайте это с удовольствием, чтобы ребенок не чувствовал принуждения – это очень важно.

Читайте вслух по очереди, а если ребенку слишком тяжело дается чтение, слушайте вместе аудиокниги. Но так, чтобы текст лежал перед глазами, и пусть ребенок проговаривает его вслед за диктором, отмечая нужные строчки линейкой. Тексты могут быть разными – от серьезных повестей до комиксов. Это неважно. Главное, чтобы ребенку было интересно читать.

Пусть обучение идет в форме игры

Играя, ребенок легче воспримет любую информацию, будет более расслаблен, сможет спокойно выражать эмоции. Начинайте невзначай тренировать его память. Попробуйте придумывать легкие стихи, пропевать песенки, затем расставляйте игрушки и пусть ребенок запоминает их расположение.

Очень полезна известная всем игра в слова. Называйте по очереди города, животных, продукты и что угодно еще, чтобы каждое слово начиналось на букву, которой оканчивалось предыдущее. Это не просто интересная игра, а еще и упражнение, тренирующее память и внимательность. С ее помощью также развивается речь.

Пусть ребенок задействует все органы чувств

Это называется «мультисенсорный опыт», и ученые говорят, что детям с дислексией стоит обязательно прибегать к стимуляции всех органов чувств. Попробуйте вырезать буквы из мягкой бархатной или наждачной бумаги. Пусть ребенок не только видит их, но и потрогает, ощутит пальцами. Так ему будет проще запомнить каждую букву.

По тому же принципу ребенка можно учить написанию слов. Пишите не на бумаге, а на песке пальцем, на снегу, на рассыпанных по полу крупах. Главное, чтобы ребенок ощущал пальцами во время письма разные текстуры. Тогда мозг будет лучше фиксировать информацию.

Установите режим дня

Казалось бы, какое отношение это имеет к чтению и письму? Оказывается, организация во всех повседневных делах важна для правильной работы мозга ребенка. Зная, в какое время пока идти на учебу, есть, садиться за занятия, идти спать, он будет лучше ориентироваться в поступающей информации. Обговорите режим дня, запишите его и поместите на стену, чтобы он всегда был на виду.

Раскрасьте в плане время занятий чтением и письмом как самые важные дела. Помогайте ребенку со сборами в школу, лучше делать это вечером, а не за минуту до выхода. Учить дисциплине ребенка очень важно, особенно если у него проблемы с восприятием. Заранее обговорите, где будут лежать его книги и тетради для занятий, и следите, чтобы все было на местах каждый день.

Поддерживайте самооценку ребенка

Никогда не скрывайте от ребенка его диагноз. Расскажите ему о дислексии, так ему будет понятнее то, что с ним происходит. Делайте упор на то, что это не его вина, это не страшно – все можно преодолеть, если постараться и работать сообща. Расскажите о том, что тем же самым болели многие известные люди, но это не помешало им развить свои таланты.

Отмечайте успехи ребенка, даже те, что кажутся вам незначительными. Прочитал сам целую страницу? Отлично! Смог пересказать прочитанный отрывок? Еще лучше! Пусть каждая книга, которую прочел ребенок, станет поводом для радости. Так он будет видеть в себе сильные стороны и больше верить в себя.

А вот то, чего делать нельзя ни при каких обстоятельствах.

Сравнивать своего ребенка с другими, «нормальными» детьми

Никогда не делайте этого! Это не только бессмысленно, но и может усугубить ситуацию. И без того сомневающийся в себе ребенок замкнется, станет бояться своего недостатка, будет жить в постоянном стрессе. Старайтесь, наоборот, подчеркнуть, что свои недостатки и особенности есть у каждого, и это совершенно нормально.

Объясните ребенку, что у всех свой темперамент, темп работы, другие черты. Запишите сильные стороны своего чада и повесьте список на видное место. Дополняйте его время от времени, делая упор на то, что ребенок улучшает свои навыки, благодаря усердию и стремлению к цели.

Сердиться, если ребенок не может чего-то вспомнить, опаздывает или теряет вещи

Понятно, что вы можете рассердиться. Мы все живые люди. Но постарайтесь не проявлять свое раздражение слишком ярко, ведь это не вина ребенка. Вы привыкните к его особенностям, после они уже не будут вызывать бурную реакцию. А вот ваш крик, ругань и обвинения ребенок может запомнить на всю жизнь.

Слишком сильно стараться избавиться от «ненормальности» ребенка

Дислексия – это навсегда. Но вы можете свести ее проявление к минимуму, взять ее под контроль, если будете постоянно заниматься с ребенком. И здесь главное – не перестараться. Если давить на него слишком сильно, ребенок переутомится, опустит руки, смирившись со своей «ненормальностью».

Помните, что дети с дислексией хотят освоить те же навыки письма и чтения, что и остальные ребята. Но им на это будет нужно больше времени, специальные условия и ваша поддержка. Верьте в своего ребенка, не сдавайтесь, действуйте сообща. Вы обязательно справитесь с проблемой и поможете своему ребенку стать по-настоящему счастливым.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А среди ваших знакомых есть те, кто живет с дислексией?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.