Великий романтик Александр Грин в конце ноября 1922 года завершил работу над повестью о мечте и о всепоглощающей любви, способной творить чудеса. В его жизни мечтой и чудом, настоящей Ассолью стала горячо любимая супруга Нина Николаевна Миронова (Короткова по первому мужу), которую он мечтал оградить от суровой реальности, перенести в чудесную сказку на корабле под алыми парусами. К сожалению, к ним слишком жестока оказалась реальность.
Воспоминания о светлой любви Александра Грина помогли Нине выдержать страшные десять лет лагерей.
Первая встреча
Зимой 1918 года Нина, которая на тот момент только овдовела, работала в редакции газеты «Петроградское эхо». Именно там она впервые встретила очень высокого и худого, мрачного и несколько отстраненного человека. К нему и подойти было страшновато. Но Нина улыбнулась ему, и на душе Александра Грина стало тепло от этой улыбки.
Гражданская война
Летом Грина, которому на тот момент исполнилось 40 лет, призвали на службу в ряды Красной армии. Несколько нелепый, худой, напоминающий католического пастора человек в солдатском мешке нес рукопись «Алых парусов» и смену белья. Он уже решил для себя, что свою новую работу он посвятит той странной девушке из редакции: она одаривает людей улыбками, не ожидая ничего взамен.
Воинская служба для Грина закончилась быстро: через год, пролежав в госпитале с сыпным тифом до полусмерти истощенный, он брел по улицам Петрограда. М. Горький помог ему устроиться в Дом Искусств. На самом деле это было самое обычное общежитие.
Новая жизнь
Грину выделили крохотную комнатку с узкой и неудобной кроватью и очень скромный, но ежедневный паек. Сидя в этой ледяной комнатушке, он грел замерзшие руки, пил морковный чай и писал свой синий Зурбаган. Крайне редко выходил писатель на улицу, но, выйдя однажды в магазин, встретился с Ниной.
Позже писатель признался, что, расставшись с ней после первой встречи, он пошел дальше, а душа наполнилась теплом и светом. Тогда он понял, что встретил ее, свою единственную…
С тех пор Нина каждый день забегала к Александру, а потом бежала в больницу, где работала медсестрой. Эту любовь нелюдимого и мрачного затворника к симпатичной улыбчивой девушке обсуждал весь Дом Искусств.
Счастье быть вместе
Нина стала подарком судьбы для одинокого писателя. Она и не заметила, как полюбила его всей душой. Супруги переехали в Феодосию, на деньги от проданных рассказов и романа купили маленький домик. В нем Грин написал еще один гениальный роман «Бегущая по волнам». В нем возлюбленный говорит Дези, что дом, в котором они живут, куплен для нее, а девушка поинтересовалась, не может ли все это исчезнуть.
Так и случилось у Грина и его Нины. Романтические произведения писателя не были востребованы, а писать о героических стройках пятилетки и колхозах он не мог. Писатель запил, долго и безуспешно судился с издателями и в итоге разорился. Супруги вынуждены были продать в Феодосии дом и переехать в Старый Крым, где жилье было дешевле.
А потом советская цензура объявила, что идеалист и романтик Грин «не сливается с эпохой». Вот тогда в их дом пришел голод. Александр даже сделал лук и стрелы, чтобы добывать на пропитание птицу. Но мучительная болезнь вскоре приковала его к постели. Нищета сжимала на его горле руки. Он сдавался, она — продолжала сопротивляться.
Мучительный конец
Грин спокойно и совершенно осмысленно готовился к смерти. Он пригласил священника, исповедался и причастился. Для супруги его кончина стала страшным потрясением: после смерти любимого она на время потеряла память.
Для могилы мужа она сама выбрала место на холме, с которого открывается вид на столь манившее его море. 11 лет жизни с писателем для Нины стали самыми счастливыми в жизни. Она не могла покинуть дом, в котором все напоминало о Грине.
Новые испытания
Когда грянула Великая Отечественная война, Нина не эвакуировалась. На ее руках оставалась больная мать. Чтобы как-то выжить в годы оккупации, она устроилась корректором в газету, открытую при фашистах. За эту работу она получала два обеда и хлебный паек.
При этом доподлинно известно, что она однажды спасла 13 человек, которых фашисты собирались расстрелять в отместку за убийство своего офицера.
Лагеря
В Германию Нину фашисты угнали в 1944 году. Узнав об этом, ее мать сошла с ума и скончалась. Спустя год вдове писателя, которая думала лишь о создании музея своего мужа, удалось вернуться в СССР. Однако советский суд приговорил ее к 10 годам лагерей за сотрудничество с фашистами.
По свидетельствам очевидцев, в лагерях заключенные относились к Нине Николаевне с уважением и по возможности заботились о ней. Она и там оставалась романтичной, старавшейся помочь людям.
Создание музея
Отсидев практически весь срок, на свободу вышла совершенно седая женщина. Но она нашла в себе силы продолжить борьбу за создание музея. Их домик забрал председатель местного исполкома и устроил в нем курятник. Потребовались долгие годы для его возвращения. И Нина выстояла и победила: она создала музей, сохранила память о человеке, которого любила всю жизнь.
В 1960 ею был открыт дом-музей в Старом Крыму. Десять лет, живя на пенсию в 21 рубль, поддерживала экспозицию, не получая никакой материальной помощи. В Феодосии музей был открыт в 1970 году, а еще через год дому в Старом Крыму был присвоен статус музея.
В 1997 году Нина Грин была реабилитирована прокуратурой Крыма. Дело пересмотрели и подтвердили, что она не участвовала в карательных акциях, не была предательницей.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание