Подушку бросали несколько часов. Как снимали фильм "Девчата"

В 1961 году на экраны Советского Союза вышел фильм «Девчата», который был снят по книге Бориса Бедного начинающим режиссером Юрием Чулюкиным. Как выяснилось в ходе социального опроса, эта картина лидирует в списке фильмов, которые наши соотечественники хотели бы видеть в цвете.

На сегодняшний день множество шедевров советского кинематографа подвергнуто колоризации. Вспомните любимые многими поколениями картины «Золушка», «Семнадцать мгновений весны» и «Подкидыш», «Весна на Заречной улице», «Волга, Волга», «Три тополя на Плющихе», «Офицеры» и многие другие. К сожалению, до отличной советской комедии о любви очередь пока не дошла. Сегодня мы хотим вспомнить этот замечательный фильм и рассказать, как проходили его съемки.

Фильм без отрицательных героев

Удивительно, но это один из немногих, а возможно, и единственный фильм советского кинематографа, в котором нет отрицательных персонажей. Ну кто может назвать бригадира Илью в исполнении Николая Рыбникова отрицательным героем? Это передовик, портрет которого в местном клубе висит на доске почета. Или лысеющего жениха Ксан Ксаныча можно считать отрицательным героем? Нет, он стремится создать семью, ухаживает за соседкой Тоси Кислицыной Надей, которую сыграла Инна Макарова. Вполне положительный герой, единственным недостатком которого является возраст.

Возможно, кому-то несимпатична телефонистка Анфиса Павловна в исполнении Светланы Дружининой. Но войдите в ее положение: Анфиса встречалась с Ильей, надеялась на создание семьи, но тут приезжает девушка из кулинарного техникума Симферополя и отбивает у нее жениха. Конечно, Анфисе обидно.

Визитная карточка фильма

Ею стал кадр, где в общежитии Тося сидит за столом, пьет чай из блюдца и пытается откусить необычный бутерброд – полбатона с толстым слоем варенья. За этой «скромной» трапезой ее застают новые соседки – Катя, Надя, Вера и Анфиса. Первый конфликт разразился незамедлительно: Анфиса выразила недовольство тем, что Тося начала есть дефицитные продукты без спроса.

Что мы знаем о Тосе?

Круглая сирота, отец которой погиб на фронте, а мама - во время бомбежки. Девочка в 5 лет попала в детский дом. Именно по этой причине, отвечая на вопрос, кто позволил ей открывать чужие тумбочки, Тося достает свой маленький рюкзак и кричит соседкам: «Вот, пользуйтесь!»

Некоторые зрители отмечали, что такое поведение действительно было неприемлемым в интернате или в детском доме. У воспитанников могли быть в тумбочках какие-то вкусности, но без спроса никто не смел к ним притронуться. Всем было известно, что на день рождения или в какой-то другой праздничный день хозяин непременно откроет кулечек со своим «богатством» и поделится с друзьями.

Образование Тоси

Если вы не читали книгу Бориса Бедного, вам может быть непонятно образование Тоси. Когда девушка приезжает и рассказывает о себе, она сообщает с гордостью, что с отличием окончила кулинарное училище. То есть у нее есть специальное техническое образование. Но далее по сюжету картины она записывается в вечернюю школу. В фильме мы часто видим озорную девушку с учебниками для старших классов.

По задумке автора книги Тося школу не окончила. Ей пришлось работать в колхозе, потом домработницей, а затем она решила отправиться на север. В кулинарном училище она не училась. Это и планировалось показать в фильме, но в приемной комиссии фильма сочли невозможным, чтобы какая-то девушка, не имеющая образования, просто приехала на север и ей было доверено заниматься кормлением передового поселка лесозаготовителей. Поэтому Тосе пришлось срочно окончить кулинарное училище. А тому, что потом она получила среднее образование, худсовет не придал значения.

Сценарий фильма

Книга Бориса Бедного получилась немного «суховатой», но молодой режиссер Юрий Чулюкин увидел в ней некую изюминку. Он встретился с автором и предложил ему написать для будущего фильма сценарий, попросив при этом добавить «жизни и движения» действиям всех героев.

Сценарий был написан довольно быстро, но никто не мог предположить, что он станет комедийным. Комиссия, утверждавшая его, не предъявила никаких претензий, поскольку по тексту и аннотации к фильму это должна была быть очередная комсомольско-производственная картина о перевоспитании коллективом ленивых и нерадивых молодых людей. Примерно такой сюжет лег в основу фильма «Неподдающиеся» 1959 года, где одну из главных женских ролей тоже сыграла Надежда Румянцева.

Между тем даже на основе утвержденного сценария режиссер вывел на первый план романтические отношения главных героев. Казалось бы, в кадре есть и плановые показатели, и коллективный труд, и усердная работа, но все это было второстепенным.

Вероятно, именно по этой причине не было продолжения фильма, хотя Юрий Чулюкин мечтал снять еще несколько картин, в каждой из которых он планировал рассказать о дальнейшей судьбе всех соседок Тоси. К сожалению, ему не удалось победить кинематографических чиновников.

Многочисленные дубли

В фильме «Девчата» практически ни одна сцена не была снята с первого дубля. Возможно, вы помните короткий эпизод, когда завхоз в исполнении Михаила Пуговкина из прихожей через все помещение кидает ледяную подушку, бросая ей вслед: «Живи!», и она красиво летит прямо на кровать Тоси.

Казалось бы, что сложного в этой сцене? Однако этот эпизод снимали несколько часов. Это продолжалось до тех пор, пока герой Пуговкина всерьез не разозлился и не кинул без прицеливания злосчастную подушку. В этот момент и был снят эпизод, который вошел в картину – подушка разместилась на спинке кровати Тоси.

Где проходили съемки?

Изначально фильм планировалось снимать в павильоне. Несколько сцен были отсняты в нем, но Юрий Чулюкин понимал, что невозможно в таких условиях передать атмосферу северного поселка. Он принял решение вывезти всю съемочную группу в поселок лесозаготовителей на Урал.

Николай Рыбников и Станислав Хитров, Роман Филиппов и Алексей Крыченков, Николай Погодин, вооружившись бензопилой «Дружба», под присмотром опытных специалистов начали учиться валить лес. Как вы понимаете, учеба проходила далеко не в самых тепличных условиях. Нередко столбик термометра опускался до минус 40 °C. Современным артистам, наверное, сложно представить себе работу в таких условиях, а Николай Рыбников еще и в свободное от съемок время помогал валить лес своим учителям, выполняя план по заготовке.

Вы, конечно, помните эпизод, когда бригада заготовщиков не пришла на обед в столовую и Тося по глубоким сугробам через заснеженный лес пробиралась к голодным ребятам, чтобы накормить их. Температура воздуха -37 °C, актеры сидят на замороженных пеньках, изо рта валит пар.

Эта сцена снималась очень долго, и потребовалось несколько дублей. Во время одного из них Илья подносит ко рту ложку супа, но она примерзает намертво к языку главного героя. Рыбников дергает ложку, и на ней остается часть кожи с языка…

Несколько актеров получили обморожения, щеки и носы героев были такого алого цвета, что гримеры не знали, как с этим бороться. Пришлось свернуть незавершенные съемки и перебраться в Тверскую область, где и была отснята основная часть фильма. Интересно, что заключительные кадры картины снимались в Крыму. Фоном для них стала «снежная» вата. Тут актерам приходилось изображать, как им холодно.

Песня для фильма

Фильм не планировался как музыкальная комедия, но в нем появилась песня, которая превратилась в застольный хит для нескольких поколений советских зрителей. Катя и гармонист Сашка впервые в этом фильме исполнили песню Александры Пахмутовой на слова Михаила Матусовского «Старый клен». Она была написана так, что ее могли исполнить актеры, не имеющие музыкальной подготовки. Простое и душевное исполнение сделало эту песню очень популярной на долгие годы.

Битва за роли

Сейчас сложно себе представить, что Надежда Румянцева, которой на момент съемок исполнился 31 год, могла бы не сыграть 18-летнюю Тосю. Жена режиссера Чулюкина, Наталья Кустинская, прочитав сценарий, заявила, что именно она должна исполнить роль Тоси. И она, скорее всего, эту роль получила бы, но художественный совет вынес свое решение и отверг кандидатуру Кустинской: Тося не может быть такой красавицей.

Это был не единственный случай, когда актриса хотела попасть на съемочную площадку за счет знаменитого супруга. Многие считали, что Николай Рыбников перед началом работы в картине переживал звездную болезнь. Она особенно обострилась, когда он был утвержден на главную роль. Актер требовал, чтобы роль красавицы Анфисы была отдана его супруге – Алле Ларионовой. И снова родственницу отверг художественный совет и утвердил на эту роль Светлану Дружинину.

Главная мужская роль

Не все гладко складывалось и с главной мужской ролью. Художественный совет отверг все предлагаемые режиссером кандидатуры. Чулюкину было рекомендовано снимать в главной роли любимца советских женщин Николая Рыбникова.

Режиссер вначале возражал, но 30-летний Рыбников, чтобы перевоплотиться в 20-летнего бригадира, перед съемками сбросил 20 кг. После этого режиссер утвердил его на эту роль.

На съемках Румянцева и Рыбников постоянно конфликтовали. Каждый из знаменитых актеров считал, что именно на нем держится фильм. Особенно сложно давались романтические сцены между Ильей и Тосей, зато конфликты получались очень натурально.

Снятый фильм, как это часто бывало в СССР, не совсем устроил приемную комиссию: были и вырезанные кадры, которые, к счастью, не оказали серьезного влияния на картину в целом, и измененные фразы. Зато зрителей эта комедия привела в восторг. Фильм «Девчата» был удостоен нескольких престижных премий во Франции, Великобритании и в Аргентине.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Какие еще подробности работы над фильмом "Девчата" вы знаете?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
Класс фильмы Девчата ❤ артисты все талантливые и красивые ,мой любимый фильм очень люблю смотреть фильмы ,50 60,70 лет❤👍👍👍🌹🌹🌹🌹🌹❤
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.