Фильм “110”: не заговор молчания, а страх и инфантильность. Разбираем подростковую драму

В российском прокате появилась социальная драма “110” с Елизаветой Боярской и дочерью Евгения Цыганова Полиной в главных ролях. Они сыграли мать и дочь с непростыми семейными отношениями. Но главный посыл в другом – расследовании происшествия в учебном заведении, и в том, как это событие повлияло на окружающих. Фильм был показан сразу на двух кинофестивалях, Цыганова забрала награду как лучшая актриса, но в прокате “110” не вызвал бурного восторга. В нашей статье разберем, какой получилась картина.

“Нам всем нечего сказать?”

Сюжет рассказывает о студентке петербургского лицея, чье самоубийство взбудоражило всех, кто был с ней знаком: преподавателей, родителей, одноклассников и правоохранительных органов. Больше всех переживает Алиса, но почему именно – еще только предстоит узнать. Отношения в классе не кажутся идеальными, настоящей дружбой здесь не пахнет, в какой-то момент в порыве стресса героиня Цыгановой набрасывается на одноклассников, заставляя их в чем-то признаваться.

Сюжет фильма “110” отчетливо дает понять, что одноклассники, явно знающие, что могло толкнуть девушку на отчаянный поступок, не собираются делиться информацией с окружающими. Алиса с трудом переживает смерть одноклассницы. Ее мама Виктория, влиятельный и уважаемый адвокат (Боярская), разрывается между семьей и желанием хоть как-то помочь: она пытается быть социально-активной с преподавателями и следователями, но на деле не в состоянии уладить внутренний конфликт в стенах дома. С дочерью у нее очень напряженные отношения, готовые в любой момент взорваться.

Сор из избы не выносят

И это лишь усугубляет всю ситуацию, превращая социальную драму в драму семейную. После домашней ссоры Алиса буквально теряет дар речи (или притворяется?), врачи не готовы предложить решение, поскольку не знают точно, дело кроется в психосоматике или физиологии.

С этого момента сюжет фильма “110” разделяется на два повествования. С одной стороны, тяжелые попытки матери и дочери найти общий язык, с другой – вялотекущее расследование, которое все же приносит первые результаты. Как можно было догадаться, отношения внутри класса действительно были не идеальными: погибшая девушка подвергалась буллингу. Не об этом ли пыталась сказать Алиса, глядя в глаза одноклассникам? Последние предпочли о буллинге умолчать, как и преподавательский состав, рассчитывающий на разрешение конфликта внутри лицея.

Кто скрывает правду?

Буллинг становится частой основой многих современных картин о подростках, официально он заменяется на статью Уголовного кодекса, говорящую о доведении до самоубийства. Фильм “110” (2024) не пытается что-то скрывать и как-то пожалеть зрителя. Напротив, с первых кадров зрителям становится известно о трагедии, это происшествие задает тон всему дальнейшему повествованию. Все сильнее становится очевидным, что причина кроется в одноклассниках – отсюда их скрытое поведение и излишняя эмоциональность Алисы, которая остается практически единственной героиней, кому не все равно.

Зрители могут быть уверены – повествование обязательно доберется до виновного, все подробности трагедии станут известны. Ситуация обостряется равнодушием окружающих – у следователей нет достаточных доказательств, преподаватели начинают обвинять родителей и социум, прикрывая собственные промахи, да и вообще, о происшествии потихоньку начинают забывать, помня лишь о престиже данного учебного заведения.

Дочки-матери

Между тем, повествование в фильме “110” перетягивает одеяло в сторону отношений двух главных героинь. Нетрудно догадаться, что потеря речи является механизмом защиты от постоянной лжи. Недосказанность и молчание одноклассников говорят о страхе за свое будущее, у Алисы же не хватает сил в одиночку противостоять общему сговору. Персонаж Цыгановой все больше погружается в одиночество, ведь поговорить ей практически не с кем.

Авторы смело и открыто говорят о диалоге поколений, который ни одна из сторон не способна установить. Причина – каждый, по сути, занят собственной жизнью. Но не стоит считать героиню Боярской далекой от материнской заботы. Она действительно пытается наладить контакт с дочерью, но Алиса впадает в депрессию и лишается дара речи – резкая, но красивая своеобразная режиссерская метафора. Диалог родителей и детей, а точнее, его отсутствие – тема непростая, но популярная, за последние годы не раз поднимавшаяся в российском кино.

Взгляд изнутри

Фильм “110” получил также награду за лучшее визуальное решение. Не согласиться с этим нельзя: камера ходит за персонажами по пятам, выискивая их лучшие проявления эмоций, при этом не заостряя фокус изображения. Примечательна операторская деталь, которая была использована в съемках. Фокус сосредотачивается на персонажах в момент их активности, уверенных действий. Но едва они становятся уязвимыми, нерешительными, делают сложный выбор – камера выводит на первый план детали обстановки, окружения, превращая их, экранных лиц, в мутное пятно.

Вообще, герои фильма “110” воспринимаются очень “трансформированными” – быстро меняются и внешне, и внутренне, в зависимости от смены ракурса сюжета. Но больше и чаще проживают свою экранную жизнь в неистовом беспокойстве, оставляя для зрителей возможность самим придумать причины. К примеру, неясно, от чего героиня Боярской мучается больше: от не лучших отношений с дочерью, от неопределенности в романе с полицейским (Дмитрий Лысенков) или думает, насколько неправильно воспитывает Алису без присутствия рядом ее отца.

Аналогично и у Алисы: зрителю доподлинно неизвестно, что гложет ее внутри, остается лишь гадать, в зависимости от ее поступков. В одни моменты она превращается в защитника обиженных и готова выложить всю правду, в другие – скрывает истинные помысли и личные мотивы.

Экранная химия

К актерам фильма “110” сложно предъявить претензии – экранные перевоплощения цепляют, двигают вперед сам фильм. Новичок в профессии, Цыганова задает высокую планку, которую без проблем может поднять еще выше, если продолжит работать в подобном жанре. Их дуэт с Боярской вырывается на первый план, химия между актрисами буквально пропитывает каждый совместный эпизод. Максимального пика они достигают в совместном танце – этаком способе найти ключ друг к другу.

При всех сложностях общения и личных драм мама с дочкой вызывают симпатию, даже если остаются не чисты с собой и окружающими. Наконец, Боярская представляет путь женщины, которая вчера была холодной и неприступной, а сегодня дошла до нервного срыва. Картина вышла недавно, а зрители уже интересуются, где можно посмотреть фильм “110” с Боярской и Цыгановой?

Отцы и дети и не только

Фильму “110” стоит сказать спасибо за поднятие такой важной темы, как диалог поколений. В этом всегда есть семейная драма и социальный подтекст. Кто должен нести большую ответственность при воспитании детей, особенно подросткового возраста? Как бы ребенок не был повинен, родители часто “разрешают” вопрос путем перекладывания с себя ответственности. Воспитание может лечь на плечи кого угодно, от нянечек в детсадах до преподавателей в старших учебных заведениях.

На примере персонажей Боярской и Цыгановой авторы размышляют, достаточно ли у старшего поколения времени на своих детей. Ответ донельзя метафоричен: Алиса и хотела бы поговорить с матерью, да вот только лишилась дара речи.

Не лишено вторичности

Зрительские отзывы о фильме “110” признают, что многие сценарные ходы нетрудно предугадать, а диалоги наполнены эмоциональностью и попадают в зрителя с точной меткостью. Фильм добирается до зрителя не только диалогами, но и другими методами, оставляя место для визуальной картинки: например, сопровождает депрессивное настроение героев проливным дождем.

Кстати, уже можно найти и в интернете фильм “110” - на "Лордфильм", онлайн-площадке, дающей возможность бесплатного просмотра.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вы считаете фильм “110” актуальным и удачным?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.