Можем лишиться разумности и гегемонии на планете: что случится, если человек вдруг обретет бессмертие

Геронтологи вплотную приблизились к разгадке тайны биологической смерти организма. Зная причину старения, легче найти способ его приостановки. Но не станет ли в итоге бессмертие проклятием человеческого рода? Ученые видят в этом угрозу разумности вида Homo sapiens и потери гегемонии на планете.

В погоне за вечной жизнью

Жизнь священна! Но стоит ли людям стремиться к вечной жизни в заточении биологического тела? Согласно мировым религиозным и философским доктринам, после смерти человек не умирает. По мнению теологов, бессмертная душа отправляется в иной мир или перерождается в другом теле на Земле. Ученые считают, что человек продолжает жить в памяти близких. А также в генах, которые передает своим детям.

Но нам-то хочется продлить именно биологическую жизнь. Получать плотские удовольствия. Реализовываться как личность. Приносить зримую пользу обществу. О духовном развитии задумывается все меньше и меньше людей.

Что говорить об обывателях, если многие великие личности мечтали заполучить бессмертие. От королей и императоров до мудрецов и алхимиков. И сегодня богатые и влиятельные личности преклонного возраста щедро спонсируют исследования геронтологов о возможностях продления жизни.

Непослушные теломеры

За последние десятилетия благодаря исследованиям ДНК ученые совершили прорыв в области изучения механизмов старения. Выяснилось, что физическое тело увядает вследствие накопления ошибок при делении клеток.

Концевые участки хромосом – теломеры – с каждым этапом становятся короче. Это происходит из-за неспособности ДНК-полимеразы синтезировать копию ДНК с самого конца.

Если удастся найти способ заставить теломеры делиться правильно, можно остановить процессы старения. Или существенно продлить человеческую жизнь. Опыты на низших животных вдохновляют. Но до изобретения чудо-лекарства для людей еще предстоит пройти большой путь. Не исключено, что к увяданию организма причастны и другие факторы, которые еще предстоит открыть.

Переселение в виртуальную реальность

В качестве компромисса ряд ученых предлагают перемещать сознание умирающих людей на цифровые носители. Хотя сейчас такие технологии недоступны, теоретически они возможны. Дело за малым - научиться сканировать человеческий мозг слой за слоем, считывая участки памяти и положение нейронов.

Но большинство к идее относится скептически. Сознание - это не только память. Во главе угла стоит личность человека.

А так ли необходимо бессмертие

Для отдельного человека вечная жизнь – подарок судьбы. Но если рассматривать человеческую популяцию в целом, бессмертие несет больше вреда, чем пользы.

В природе масса примеров, когда виды животных и растений имеют большую продолжительность жизни. Например, черепахи живут в 2-3 раза дольше людей. Некоторые моллюски и медузы доживают до 500-летнего возраста. А некоторым растениям тысячи лет.

Но есть ли в этом польза для процветания вида? Увы, нет. Животные-долгожители вовсе не доминируют на планете Земля, а выживают. Они проигрывают эволюционную гонку более динамичным существам. Чем меньше продолжительность жизни, тем выше биологический ритм. Быстрее идут эволюционные процессы, улучшающие и совершенствующие характеристики.

Если люди обретут бессмертие, это сделает их менее адаптивными к изменениям в природе и обществе. Мы станем музейными экспонатами, которые настолько трясутся за всю жизнь, что перестают рисковать и развиваться. Эволюция Homo sapiens встанет на паузу. И с трона правителей Земли нас сместят другие виды, которые не боятся бороться и искать, находить и не сдаваться.

По этой же причине ученые прогнозируют снижение умственных способностей. Этот процесс наблюдается уже сейчас, когда люди полагаются на технологии и ленятся самосовершенствоваться. Очевидно, что обретение бессмертия сделает нас крайне осторожными и ленивыми.

А вы хотели бы обрести физическое бессмертие?