Кажется, у взрослого поколения мысль о том, что видеоигры - зло и не могут принести детям никакой пользы, уже давно является аксиомой. А вот представьте, некоторые дипломированные психологи, учителя и специалисты в области воспитательной работы абсолютно уверены в обратном. И если речь не идет о зависимости ребенка от компьютерных игр, увидеть пользу, которую они приносят, совсем не сложно.
1. Игры порой дают детям опыт, который они не могут получить в жизни
Современные психологи все чаще сходятся во мнении, что видеоигры дают молодежи захватывающий и неотразимый социальный, когнитивный и эмоциональный опыт. Это то, чем были художественные книги для детей и подростков 100 лет назад, а также кино и телевидение 50 лет назад. Дети погружаются в невиданные миры, могут путешествовать, могут чувствовать, что обладают навыками, невозможными в реальности, и так далее.
Не нужно думать, что красочные и проработанные игры притупляют воображение. Наоборот, у детей, которые от природы лишены этого дара, компьютерные приключения помогают компенсировать данный недостаток, что имеет огромный потенциал для улучшения психического здоровья и благополучия этих маленьких личностей. А те дети, которые умеют фантазировать, лишь развивают свои способности, играя в игры, и богато "приправляют" созданный разработчиками мир своими собственными домыслами.
Психологи также отмечают, что многие родители замечали за своими детьми желание начинать сочинять рассказы и сказки, после того как они начинали играть в какую-нибудь игру с тщательно проработанным сказочным миром или интересной сюжетной историей.
2. Они позволяют улучшать социальные навыки
Психологи с мировым именем, такие как Жан Пиаже, Лев Семенович Выготский и Эрик Эриксон, еще сто и пятьдесят лет назад подчеркивали в своих научных трудах преимущества и функции игры. Играя, дети получают безрисковый контекст для отработки социальных ролей и тренировки "взрослых" решений. Да, в их время не было компьютерных игр, но в чем такая уж большая разница между реальной и видеоигрой?
В современном мире при помощи компьютера можно играть против людей из других городов и стран или же объединяться с ними в команды. О таком дети прошлого могли только мечтать! А ведь если ребенок просто играет, не приобретая зависимости, только представьте, насколько шире его социальные и дипломатические навыки, самоконтроль и эмоциональное мастерство по сравнению с ребенком из прошлого столетия, игровые партнеры которого ограничивались жителями соседнего двора.
3. Некоторые игры тренируют внимание
Это, пожалуй, сторона видеоигр, с которой не сможет поспорить даже самый строгий противник подобных развлечений. Кто-то скажет - хорошо, но ведь и настольные, и спортивные игры тренируют внимание, в чем конкретная польза именно компьютерных? Ни в чем, просто если ребенку интереснее проходить сюжетную видеоигру, не нужно ставить ему это в вину или запрещать.
Конечно, тренировка внимания не относится абсолютно ко всем видеоиграм. Но в девяти из десяти присутствует этот аспект, да и детям зачастую нравятся игры, вовлекающие их и заставляющие не отрываясь следить за тем, что происходит на экране.
4. В игре ребенок может научиться быстро принимать решения и развить интуицию
Игры, в которых участникам предлагается принимать решения в режиме реального времени, учат детей, как более эффективно распределять свои ресурсы внимания и отфильтровывать ненужную информацию. Выбор за доли секунды, сценарии решения проблем и возможность использовать метод проб и ошибок для овладения необходимыми навыками - все они соответствуют характеристикам, которые мы ценим у будущих сотрудников, коллег, членов семьи и друзей.
Развитие интуиции также можно отнести к полезным качествам видеоигр. Зачастую дети начинают новую игру, даже не вникая в то, что конкретно им предстоит делать и какой от всего этого должен быть итог. Они рискуют и пробуют, двигаясь "методом тыка", интуитивно разбираясь в условиях и правилах. Это, несомненно, одно из самых полезных качеств для взрослого человека в реальном мире - полагаться на свою интуицию и следовать ей.
5. Игры помогают вырабатывать внутреннюю мотивацию и тренируют стремление идти к цели
Компьютерные игры на самом деле великолепно вырабатывают внутреннюю мотивацию. Игрок может начать новую игру, не зная, как решать головоломки, использовать элементы управления или перемещаться по виртуальному миру, в который был погружен их персонаж, и быстро погрузиться в прохождение уровней опыта, через который проходит сюжетная история.
Известно немало случаев, когда дети, еще в дошкольном возрасте наловчившиеся одолевать несложные сюжетные игры с разнообразными уровнями, впоследствии применяли выработанные в игре навыки для успешной учебы.
Они воспринимали каждый учебный этап как уровень, выполнение заданий принимали с энтузиазмом - ведь в игре никто не спрашивает, зачем нужно туда-то пойти, где-то подпрыгнуть и что-то взять. Ребенок просто принимает условия и действует в заданных рамках, ничего не получая в конце игры, кроме чувства удовлетворения. И если он умело переносит этот сценарий в свою школьную жизнь, что помешает ему действовать в этих рамках и в профессиональной карьере?
6. Они могут выработать способность к терпеливому труду и улучшению навыков
Иногда ученики могут верить, что они не достаточно умны, чтобы преуспеть в школе, но видеоигра дает обещание, что при усердной работе и практике они рано или поздно смогут все, что только захотят. Как правило, любая компьютерная игра начинается с простых испытаний, которые знакомят игрока с виртуальным миром и с механикой игры, предоставляя им подкрепления для решения головоломок и препятствий в виде новых способностей персонажа (например, увеличенная скорость, улучшенное вооружение, улучшенный интеллект и так далее) или доступ к новым элементам игры.
Каждый уровень просит участника цифрового мира постоянно пытаться достичь чего-то, что находится за пределами вашей досягаемости, предлагая вам возможность почувствовать себя хорошо просто потому, что вы делали то, что раньше было невозможно. Кроме того, отказ рассматривается не как причина для выхода, а как собранная информация, которая может привести к возможному достижению. Все это при правильной подаче помогает ребенку освоиться в реальном мире, где он, независимо от мнения родителей, не всегда является самым умным, самым спортивным, самым ловким и так далее.
7. В игре ребенок чувствует удовлетворение от деятельности, которую он выбирает сам
Вряд ли вы хоть раз говорили своему ребенку что-то вроде: "Так, убери в сторону свой учебник и займись уже тем уровнем в видеоигре, который ты не смог пройти вчера!" или "Ты сегодня практиковал свои боевые навыки с Бэтменом? Никакого десерта, пока ты не потратишь час на игру!". А ведь подобные фразы, возможно, позволили бы родителям быстрее отвадить детей от постоянного времяпрепровождения с джойстиком. В то же время, оставаясь одним из немногих занятий, о которых ребенка никто и никогда не просит, видеоигры дарят ему ощущение свободы действий и радости от самостоятельного принятия решений.
Бонус: родители могут использовать стратегии видеоигр для воспитания ребенка в реальной жизни
Если вам очень трудно приучить ребенка к домашним делам, своевременному выполнению уроков и прочим необходимым действиям, попробуйте перенять стратегию, которая привлекает его в любимых видеоиграх. Квест, система уровней, четкие правила, условия, развлекательный характер и обязательное удовлетворение после "прохождения" - все это вы легко можете брать на вооружение, превращая обязанности ребенка в его досуг.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание