Не платить за разбитое? 12 неоспоримых прав российского покупателя, которые супермаркеты охотно нарушают

Большинство покупателей не знают свои права, чем охотно пользуются супермаркеты. По этой причине посетители магазинов покорно реагируют на любое требование охранников – открыть сумки, убрать телефон и т. д. Однако знаете ли вы, что подобные требования незаконны. Узнайте, какие еще есть права у российских покупателей.

1. Не сдавать вещи в камеру хранения

В большинстве крупных магазинов устанавливают специальные ящики, предназначенные для хранения пакетов и сумок, с которыми некоторые посетители приходят в супермаркет.

Однако в соответствии с законом покупатели не обязан сдавать сумки в камеру хранения, независимо от того, что находится внутри. Единственное правомерное требование администрации – попросить посетителя упаковать личные вещи в вакуумный пакет.

Однако не так давно охранники могли не пустить в торговый зал, если посетитель отказывался сдавать сумки в камеру хранения. Теперь подобное происходит реже, но знание законов все же не повредит.

В соответствии со статьей 421 ГК РФ покупатель может сдавать свои вещи в камеру хранения на добровольной основе, администрация не должна к этому принуждать.

2. Получить вещь, сданные в камеру хранения, в сохранности

Нередко администрация супермаркетов, желая снять с себя ответственность, вешает рядом с камерой хранения табличку, гордо заявляющую о том, что никто не гарантирует сохранность оставленных вещей. Однако это также противоречит закону. В соответствии со статьей 891 ГК РФ (пункт 3) хранитель обязан заботиться о принятой на хранение вещи. В случае их утери наступает ответственность.

3. Не платить за испорченный товар

Что нужно делать, если вы случайно что-то разбили в супермаркете? Это довольно скользкий вопрос. Однако большинство покупателей безоговорочно соглашаются с тем, что должны оплатить испорченный товар. На самом деле, не все так однозначно.

В соответствии со статьей 401 ГК РФ покупатель несет ответственность за испорченный товар только в случае наличия вины с его стороны. Что это означает?

Если вы разбили товар без умысла, то ответственность за него несет собственник, то есть магазин. Если так случилось, что вы случайно повредили товар, а представители администрации требуют его оплатить, ссылайтесь на тот факт, что вашей вины в этом нет.

Возможно, причина в том, что вы поскользнулись на мокром полу, наткнулись на коробки, которых не должно быть в торговом зале или случайно зацепили товар в узком проходе.

Если вы не признаете вину и отказываетесь оплатить испорченный товар на месте, взыскать с вас плату супермаркет сможет, только обратившись в суд.

4. Не предъявлять документы

Если по каким-либо причинам охранник в супермаркете, который вы посетили, слишком навязчиво просит предъявить документы, вы можете на законных основаниях отклонить это требование. Ссылайтесь на то, что охранник не имеет права препятствовать вашему свободному перемещению. Таким образом он превышает собственные полномочия, за что может понести соответствующее наказание.

5. Требовать сдачу

Нередко можно увидеть недовольное лицо кассира, если приходится расплачиваться крупной купюрой за какую-нибудь мелкую покупку. Некоторые продавцы даже не стесняются отказывать в обслуживании из-за отсутствия сдачи, нарушая своими действиями законные права покупателя.

Существует еще один возможный вариант развития событий. Некоторые продавцы не отказывают в обслуживании, но просят покупателя самостоятельно разменять крупную купюру, а затем вернуться за покупкой.

Однако в обоих случаях сотрудник супермаркета действует незаконно.

Обеспечивать кассиров достаточным количеством мелких денег – это обязанность руководства торговой точки, а не головная боль покупателя. Вот почему отсутствие сдачи не может быть причиной для отказа в обслуживании.

6. Отказаться от досмотра

Охранники супермаркетов не наделены полномочиями осуществлять личный досмотр покупателей. Даже если у них возникли подозрения в краже, подтвержденные записью с видеокамер или другими фактами, охранники могут попросить покупателя предъявить вещи для досмотра или обратиться в полицию. Осуществлять досмотр могут только сотрудники полиции при условии наличия понятых и составлении протокола.

7. Вернуть товар ненадлежащего качества

В соответствии с законодательством продавец не может отказать покупателю в приеме товара ненадлежащего качества. В случае необходимости может осуществляться проверка качества товара, в которой покупатель может принимать участие. Если возникает спор о причинах повреждения товара, закон обязует продавца выполнить экспертизу за свой счет.

8. Получить компенсацию, если на территории магазина получена травма

Администрация супермаркета обязана создать такие условия, чтобы пребывание в торговой точке было безопасным для покупателей. Если кто-либо из покупателей получил травму на территории супермаркета, пострадавший имеет право обратиться в суд с требованием о возмещении вреда.

Однако нужно учитывать важный нюанс. Если покупатель пострадал по причине собственной невнимательности, супермаркет не несет ответственности. Однако если вы поскользнулись на скользком полу или на вас упал незакрепленный на стеллаже товар, возникает вина со стороны торговой организации.

9. Заплатить цену, указанную на ценнике

Действующее законодательство обязывает продавца указывать на ценнике достоверную информацию. Более того, супермаркет не имеет права требовать за товар цену свыше той, которая указана на ценнике.

Однако на деле это право покупателя нередко нарушается. Бывают случаи, когда только на кассе покупатель узнает, что на самом деле товар стоит дороже. Сотрудники торговой точки могут объяснять это по-разному и даже требовать, чтобы вы отказались от покупки, если цена вас не устраивает. Однако покупатель имеет право заплатить именно ту стоимость, которая указана на ценнике. В случае отказа со стороны торговой точки возникает основание для привлечения к административной ответственности.

10. Вернуть товар в течение 14 дней

Это касается практически любого товара при условии, что сохранился его товарный вид, а также потребительские характеристики. Также существует перечень товаров, которые не подлежат возврату или обмену:

  • предметы личной гигиены;
  • парфюмерия и косметика;
  • одноразовая посуда и т. д.

Во всех остальных случаях вы можете осуществить обмен товара или потребовать вернуть деньги. Продавец не имеет права вам отказать.

11. Убрать с полки просрочку

Если, совершая покупки, вы вдруг обнаружили на полке просроченный товар, обратитесь к сотрудникам супермаркета. В соответствии с требованиями законодательства продавец не должен игнорировать это замечание. Его обязанность состоит в том, что убрать просроченные продукты с полок в присутствии покупателя. Однако в любом случае покупатель может обратиться в Роспотребнадзор, сотрудники которого должны провести ревизию в магазине. В случае наличия просрочки на продавцов налагаются штрафы.

12. Расплатиться надорванной купюрой

Некоторые покупатели боятся расплачиваться в магазине купюрами, которые имеют неидеальный вид. Однако закон имеет более лояльные требования. Вы можете использовать для оплаты в супермаркете даже грязные, потертые, проколотые и надорванные купюры. Продавец не вправе отказать вам в приеме оплаты. Это допустимо только в случае наличия сильных дефектов.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вы знаете права российского покупателя?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.