Помогать окружающим полезно и приятно. Это делает нас увереннее, снижает стресс и предотвращает конфликты. Но если не контролировать этот процесс, можно стать слишком ответственным и брать на себя чужие задачи, решать проблемы других. Нелегко изжить эту привычку, но она вредит как самому человеку, так и его команде. В этой статье вы найдете советы, как справиться с этим.
Чтобы осознать, что чувство ответственности превратилось в проблему, задайте себе такие вопросы:
- Насколько часто вы заботитесь о потребностях окружающих, забывая о своих?
- Часто ли вы напоминаете окружающим об их обязательствах и испытываете недовольство из-за их, как вам кажется, легкомысленного отношения к своим обязанностям?
- Часто ли вы идете на уступки, когда вас о чем-то просят, чувствуя себя уязвленным?
- Ощущаете ли вы бремя последствий неблагоприятного исхода?
Ответы, которые можно назвать положительными, могут указывать на склонность к чрезмерной ответственности. Чтобы достичь гармонии, попробуйте использовать следующие подходы.
Проведите анализ убеждений
Проанализируйте идеи и опасения, стоящие за этой привычкой. Насколько они обоснованны?
Чрезмерная ответственность может возникнуть в детстве и стать частью личности. Человек может гордиться своей ответственностью. Однако, если данная черта приносит пользу, легко оказаться в ее ловушке.
Попробуйте взглянуть на распределение обязанностей по-другому. Осознайте, что тем самым вы даете свободу другим. Вы даете им возможность самостоятельного решения задач, они развивают в себе уверенность.
Абстрагируйтесь от чужих обязанностей
Вне зависимости от добровольного или вынужденного взятия на себя ответственности, осознайте, что теперь вы должны ее передать.
Начинать надо с малого: выбирать одну задачу и переадресовывать ее конкретному индивидууму. Речь может идти о задаче, которую призван выполнить другой сотрудник. Или о задаче, предполагающей ответственность другого члена коллектива, который, к примеру, должен отследить сроки завершения проекта.
При этом необходимо объяснить, чем занимаетесь вы, и обсудить, каким образом данная задача будет решаться вашим коллегой. Например, вы можете сказать: «Я пересматриваю свои обязанности. Я занимался отправкой новостей по проекту, теперь это ваша задача». Спросите своего визави, может ли он начать уже на следующей неделе, нуждается ли он в вашей помощи. В начале может быть пауза, но не отказывайтесь от идеи, иначе вернетесь к началу.
Очертите свои обязанности
Определите свою ответственность. Если чувствуете, что нагрузка слишком велика, используйте метод круговой диаграммы. Составьте список, включающий всех участников данной ситуации.
Например, для юриста в компании это будет совет директоров, генеральный директор, руководители высшего и среднего звена, другие юристы. Распределите ответственность между участниками. Ваша доля ответственности — это то, что не вошло в обязанности других членов команды.
Обращайтесь за помощью
Если вы всегда приходите на помощь, но не просите помощи у окружающих, вы рискуете взять на себя дополнительную нагрузку. Но теперь время восстановления баланса. Приготовьтесь принимать помощь, которую вам предлагают. И не укоряйте себя в том, что являетесь для окружающих обузой. Поймите, что другой человек может испытывать не сожаление, а положительные эмоции от помощи вам.
Затем переходите к конкретным просьбам. Четко формулируйте запросы и избегайте общих фраз, таких как «возможно, в этом проекте мне понадобится подстраховка». Если руководитель просит помощи у подчиненных, это укрепляет командный дух и повышает мотивацию.
Сопереживайте, но не страдайте
Цель — разобраться в ситуации без эмоций. Сотрудники делятся переживаниями, что создает здоровую атмосферу, но может быть нагрузкой для тех, кто проникается чужими эмоциями, особенно для руководителей.
Чтобы избежать негатива, необходимо соблюсти равновесие между двумя видами эмпатии — когнитивной и эмоциональной. Первая из них заключается в способности к пониманию мыслей другого человека и его чувств. А вторая состоит в сопереживании этим мыслям и чувствам. Если не контролировать эмоциональную эмпатию, это может нанести вред тому, кто ее испытывает.
Сострадайте самому себе
Не выполняя данные себе обещания, делая ошибки, не стоит отчаиваться. Можно рассматривать неудачи как шанс для самосовершенствования. Привычки и поведение человека изменить непросто, это может занять больше времени. Люди, привыкшие полагаться на нас, могут не сразу принять изменения.
В процессе распределения обязанностей проявляйте терпение, помните, что неудачи — естественная часть изменений.
Задумайтесь:
- Какой урок можно извлечь из провала?
- Какие действия помогут возвращению на правильный путь?
При этом важно помнить, что оптимизация обязанностей не означает отказ от ответственности, а помогает найти баланс. Если выполнять полностью свои обязанности, избегать лишней нагрузки, вы будете развиваться сами и давать такую возможность окружающим.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание