Игры со спичками - детская шалость: как 17-летний подросток построил ядерный реактор в собственном гараже

Когда дело доходит до научных экспериментов, есть определенные вещи, которые человек должен пробовать только в присутствии и под наблюдением профессионалов. Тем более когда речь идет о сочетании опасных химикатов, взаимодействие которых может привести к ужасным результатам.

Однажды в Мичигане появился на свет мальчик, который спустя много лет, будучи подростком, основал собственную самодельную лабораторию в сарае на заднем дворе. Из-за его одержимости химическими опытами и радиоактивностью под угрозой оказались все жители городка.

Детство

Дэвид Хан родился в 1976 году в Мичигане. Он рос обычным ребенком. Юный проказник обожал рыбалку, игры с друзьями, розыгрыши.

Но в то же время он сильно отличался разумом от большинства своих сверстников. Дэвид был одержим научными экспериментами, и в конечном итоге они стали причиной опасных ситуаций.

Когда подрастающему сорванцу было 10 лет, дед подарил ему книгу по химии. Дэвид был в восторге от описанных опытов и начал проводить собственные эксперименты.

К тому времени мальчику наскучили уроки естествознания в школе. Те задания, которые давал учитель, он считал слишком простыми, банальными и бесполезными.

Поэтому он купил мензурки, горелки Бунзена, пробирки и множество другого лабораторного оборудования, которым пользовались профессионалы своего дела. Дэвид был полон решимости всерьез заняться изучением химических реакций и, возможно, в будущем сделать открытие, несмотря на опасности.

Юный бойскаут и первая лаборатория

Как любой другой мальчик в США, он был и бойскаутом. Со своими сверстниками он часто делился впечатлениями об экспериментах. Однажды ночью он даже проделал огромную дыру в палатке, которая стояла в лагере и служила летним домом для бойскаутов.

После подобного инцидента родители других детей избавились бы от лабораторного оборудования, но не родители Дэвида. Для них небольшие взрывы и другие результаты опытов были просто проявлением любопытства, свойственного подрастающему мальчику.

Родители Дэвида лишь заставили его перенести свою лабораторию в подвал. Они были уверены, что это станет препятствием и уменьшит энтузиазм сына. Результат был обратным: теперь у мальчика было больше места и свободы для проведения опасных экспериментов.

Неудачный эксперимент и переезд лаборатории

Спустя несколько месяцев Дэвид устроил взрыв и пожар, проводя в подвале опыт с использованием красного фосфора.

Получив взбучку от родителей, юный экспериментатор снова переехал со всей своей лабораторией, но уже в гараж позади дома.

Получив еще больше свободы и возможность уединиться, юноша часто мечтал о будущих открытиях. И однажды он решил построить свой собственный маленький ядерный реактор! Хотя для большинства людей эта идея может показаться невыполнимой, Дэвид был непоколебим в намерении добиться успеха. Все, что ему нужно было, это узнать, какие материалы ему потребуются для реализации нового проекта.

Начало проекта

В 1994 году в Комиссию по ядерному регулированию и Американское ядерное сообщество поступило несколько писем и звонков, где автор просил предоставить перечень материалов, необходимых для изготовления ядерного реактора. Автором оказался Дэвид Хан, который выдавал себя за взрослого человека и ученого.

Невероятно, но никто из сотрудников ведомств даже не усомнился в возрасте и опыте человека, который обратился к ним с таким запросом. Так Дэвид получил информацию о необходимых материалах, оборудовании, способах получения и изолирования радиоактивных изотопов.

Охота за радиоактивными материалами

Парень собрал 200 детекторов дыма, чтобы получить из них химический элемент америций. В качестве источника радия он использовал светящиеся стрелки старых часов. Из газовых фонарей он получил торий. 1000 долларов Дэвид потратил на покупку аккумуляторов, чтобы извлечь из них литий.

По крупицам он собирал информацию, как собрать тот или иной элемент ядерного реактора.

Получив все необходимые химические вещества, источниками которых стали обычные предметы обихода, Дэвид смог собрать самодельный атомный реактор с активной зоной. О его эксперименте не догадывались ни родители, ни соседи. Во всяком случае, до определенного момента…

Опасность и «глупое недоразумение»

Из-за отсутствия необходимого опыта работы с ядерной энергией Дэвид допустил несколько ошибок в процессе проектирования. Это стало причиной роста уровня радиации, испускаемой его реактором. Используя счетчик Гейгера, 17-летний подросток отправился обследовать окружающую территорию и обнаружил высокий уровень в пяти домах от своего гаража.

К счастью, он понял, что его эксперимент полностью вышел из-под контроля, и решил прекратить его. Но сделать это было не так просто.

Однажды ночью Дэвид разобрал реактор и начал загружать его в багажник своей машины. Он пытался быть максимально осторожным, но его заметили соседи. Решив, что парень ворует шины, они вызвали полицию.

«Радиоактивный бойскаут»

Прибывшим полицейским Дэвид посоветовал не подходить к радиоактивной машине. После сообщения диспетчеру о происходящем у дома родителей появились представители всех служб США. Когда счетчик Гейгера показал уровень радиации, превышающий безопасный в 1000 раз, на место происшествия были вызваны представители Комиссии по ядерному регулированию. Дэвид Хан был арестован.

Поскольку на федеральном уровне гараж не являлся ядерным объектом, Агентству по охране окружающей среды потребовалось почти два месяца, чтобы начать расследование. В конце концов, когда сотрудники изучили его содержимое, они были поражены находкой. Гараж разобрали и все имущество вывезли в 39 бочках на могильник радиоактивных отходов.

Согласно докладу Агентства по охране окружающей среды, химические вещества в лаборатории Дэвида представляли существенную угрозу для окружающей среды и здоровья 40 000 жителей городка. Родителям юного экспериментатора пришлось заплатить штраф в сумме 60 000 долларов, чтобы компенсировать затраты государства на очистку территории.

После случившегося Дэвид получил прозвище Радиоактивный бойскаут.

Спустя год, в 1995-м, Агентство по охране окружающей среды предложило провести полное обследование Дэвида Хана, чтобы понять, какое количество радиационного облучения он получил. Однако Радиоактивный бойскаут отказался.

Жизнь после эксперимента

Юноша вернулся в колледж, но через некоторое время перестал его посещать, столкнувшись с глубочайшей депрессией. По настоянию родителей он ушел в ВМФ. В свободное время Дэвид читал книги по юриспруденции, биологии, фармацевтике, физике.

После возвращения домой его страсть к науке не уменьшилась. В нескольких интервью он признался, что просто хотел сделать что-то выдающееся, например, изобрести лампочку, которая светилась бы в течение 100 лет.

В 2007 году Дэвида поймали на воровстве датчика дыма. При обыске дома были обнаружено еще 15 штук. Сотрудники ФБР предположили, что он решил вернуться к своим экспериментам, и арестовали его на 90 суток.

После происшествия Дэвид Хан стал изгоем, которого опасались соседи и жители городка. За ним пристально наблюдало ФБР, помня о его юношеских экспериментах. Общение с ним поддерживали лишь несколько друзей и родственников.

Закончилась жизнь Дэвида Хана в 2016 году, предположительно, из-за отравления алкоголем.

Несостоявшийся ученый

По мнению Альберта Гиорсо, известного ученого-ядерщика, у Дэвида были все шансы стать ученым и добиться неплохих результатов. К сожалению, подросток был одинок, и в тот момент рядом с юношей не оказалось профессионала, который бы взял над ним шефство.

А как вы относитесь к этой истории? Кто больше заслуживает осуждения - Дэвид, родители или власти?