Тайны острова Сардиния: ученые расшифровали ДНК 70 людей, которые жили на острове 6000 лет назад

В исследовании в области археологии 2020 года были проанализированы данные ДНК 70 человек из Сардинии, останкам которых насчитывается примерно 6 тысяч лет. Ни одно из предыдущих исследований не использовало геномную ДНК, извлеченную из древних останков для изучения популяционной истории острова.

Как сообщается, генетики изучали жителей Сардинии на протяжении долгих лет, но им было мало что известно об их прошлом. Существуют доказательства того, что Сардиния имеет насыщенную и любопытную генетическую историю, и ее знание может помочь в более широких вопросах о населении Средиземноморья.

Древние ДНК, которым насчитывается 6 тысяч лет

Остров имеет один из самых высоких показателей по долгожительству. Представители его населения живут по 100 лет. Большинство поселений в Сардинии имеет высокий уровень родства, что упрощает выявление генетических признаков.

Современные сардинцы представляют собой резервуар для некоторых вариантов, которые в настоящее время очень редки в континентальной Европе. Эти варианты являются инструментами, которые ученые могут использовать для анализа функции генов и механизмов, лежащих в основе генетических заболеваний.

Сардиния также обладает уникальным археологическим, лингвистическим и культурным наследием и была частью средиземноморских торговых сетей со времен неолита. Однако до сих пор неизвестно, насколько изменилась генетическая предрасположенность популяции за это время.

Чтобы сформировать новый взгляд на генетическую историю Сардинии, многолетние сотрудники Cucca и Novembre объединили междисциплинарную группу с генетиками, археологами и экспертами по древней ДНК. Группа, возглавляемая Йоханнесом Краузе из Института Макса Планка по изучению истории человечества и Тюбингенского университета в Германии, помогала координировать отбор проб и провести секвенирование ДНК и аутентификацию. Затем команды, возглавляемые Novembre и Cucca, проанализировали данные и поделились результатами.

Как вспоминали ученые, они были в восторге от возможности воплотить в жизнь такой набор материала, которому почти 6 тысяч лет, потому что извлечение старого образца ДНК из останков - очень сложный процесс.

Периоды стабильности и перемен

Выборка ДНК из древнейших скелетных останков позволяет ученым получить яркое представление о людях, живших в определенное время и в определенном месте, вместо того, чтобы использовать современную ДНК и формулировать выводы о прошлом на основе предположений и математических моделей. Когда ученые сравнили ДНК 70 древних людей, обнаруженных на острове, с ДНК других древних и современных жителей, они нашли несколько интересных закономерностей.

Во-первых, они обнаружили, что сардинские жители в период Среднего неолита (4100-3500 до н. э.) имели тесные взаимоотношения с выходцами из материковой древней Европы. Генетическое происхождение в то время было стабильным, по крайней мере, до конца нурагского периода (900 до н. э.). Данная картина отличается от других регионов континентальной Европы.

Результаты также показывают, что развитие характерных для Сардинии нурагских каменных башен и культуры (в честь которых назван нурагский период) не совпало с каким-либо обнаруженным новым генетическим предком, прибывшим на остров.

Доказательства пребывания разных народов

Во-вторых, группа обнаружила доказательства прибытия других народов через Средиземное море. Например, финикийцев из Леванта (современный Ливан) и народа, чья культура сосредоточилась в Карфагене (современный Тунис). Позднее новые предки стали появляться в римский период и далее в средневековой эпохе, поскольку Сардиния оказалась исторически подверженной влиянию миграции людей из современной Италии и Испании.

Результаты группы помогают объяснить сходство ДНК материковых европейских людей неолита и медного века, таких как, например, этци айсмен, почти идеально сохранившийся 5300-летний человек, обнаруженный в альпийских льдах в Северной Италии в 1991 году. В частности, среди современных европейцев ДНК этци наиболее похож на ДНК современных сардинцев. Новое исследование подтверждает теорию, что это сходство сохранилось, потому что Сардиния имела меньшую текучесть генетических предков с течением времени, чем материковая Европа, которая пережила крупномасштабные миграции в бронзовом веке.

Озарения из прошлого, последствия для настоящего

Кроме понимания тайн прошлых лет, изучение древней ДНК также имеет значение для благополучия современных людей. Данная модель популяционной истории Сардинии ( установление относительной изоляции, а затем появление новых источников разнообразия) обеспечивает основу для осознания того, как генетические варианты, касаемые здоровья, стали более частыми на острове.

Ученые сообщают, что в будущих исследованиях они планируют более точно взглянуть на мутации, которые, по их мнению, связаны с заболеваниями, чтобы увидеть, в какой период они менялись по частоте и как быстро. Это поможет понять процессы, воздействующие на эти заболевания, и, в свою очередь, получить более полное представление о состоянии здоровья человека.

Согласны ли вы с тем, что изучение древнего ДНК полезно для благополучия современных людей?