Конкурентоспособность, как понятие возникло в процессе конкуренции предприятий на товарных рынках, а также рынках производственных, интеллектуальных и информационных ресурсов. Следует иметь ввиду, что при анализе ее следует рассматривать как параметр, который учитывает факторный анализ затрат на производство. При этом главной целью участия товаропроизводителя в рыночной конкуренции является удовлетворение потребностей покупателя и получение максимальной прибыли, а также средств для расширенного воспроизводства, стимулирования труда и повышения благосостояния работников. Кроме того, она определяется конкурентными преимуществами организации и компании по отношению к соперникам на внутреннем и внешних рынках.
Такое понимание связывает конкурентоспособность, конкуренцию, рентабельность и анализ затрат на производство с соответствующими преимуществами предприятия в единую систему показателей эффективности и означает объективную необходимость активизации его деятельности в инновационно-инвестиционной сфере, и повышения рациональности использования производственных, финансовых и информационных ресурсов. В этой связи каждый субъект хозяйствования в целях расширенного воспроизводства стремится максимизировать прибыль, увеличить фонды накопления, повысить квалификационный уровень своих работников, привлечь иностранные инвестиции и демонстрирует на рынках капитала свои конкурентные преимущества. Как показывает анализ затрат на производство, основные факторы конкурентоспособности представляют систему, которая включает:
1) показатели рациональности расходования материальных ресурсов;
2) показатели эффективности использования нематериальных ресурсов;
3) конкурентную среду и уровень конкуренции в стране;
4) конкурентную стратегию предприятия;
5) величину и динамику спроса;
6) эластичность спроса;
7) конкурентные преимущества сфер производства, которые обеспечивают компанию необходимыми ресурсами;
8) случайные события;
9) экономические и организационно-административные способы коррекции экономической деятельности.
Конкурентоспособность товара выражается через его конкурентные преимущества на внутреннем и внешних рынках.
Как комплексный процесс, анализ затрат на производство показывает, что факторами конкурентоспособности товаров являются:
• стоимость потребления, определяемая суммой продажной цены и издержек потребителя;
• уровень качества в сравнении с товаром конкурирующего предприятия;
• соотношение цены приобретения товара и его качества;
• сопоставление товаров конкурирующих предприятий по показателям соотношения технических характеристик и уровня продажных цен этих товаров;
• сопоставление сводных параметрических индексов конкурентоспособности товаров. Все эти факторы учитывает и методика анализа затрат на производство того или иного товара.
Однако методология формирования конкурентоспособности предприятия и товаров выражается не только во взаимодействиях с конкуренцией и конкурентными преимуществами предприятия (в частности – затратами), но и во взаимосвязи с конкурентоспособностью страны. Все факторы предприятия и страны порождены ее экономической системой, а также спецификой процесса социально-экономического развития, взаимосвязями, которые проявляются в следующих основных триадах:
1) «человек - общество - природа»;
2) «конкурентоспособность экономики - конкурентоспособность политики - конкурентоспособность права»;
3) «конкурентоспособность макроэкономики - конкурентоспособность микроэкономики - конкурентоспособность внешнеэкономической деятельности страны»;
4) «конкурентоспособность страны - конкурентоспособность предприятий отрасли - конкурентоспособность товаров».
Как принцип, анализ затрат на производство предусматривает, что между факторами конкурентоспособности экономики страны, предприятий и их товаров (услуг, работ), затратами на производство, существует определенное взаимодействие. Как правило, внутренние факторы экономики страны, являются внешними факторами для конкурентоспособности предприятий. В то же время, внутренние факторы конкурентоспособности предприятия выступают внешними, по отношению к факторам конкурентоспособности работ, услуг и товаров этого же предприятия. Существует и обратная связь, в которой конкурентоспособность товаров определяет конкурентоспособность предприятия, конкурентоспособность предприятий определяет конкурентоспособность отдельных отраслей, а конкурентоспособность всех отраслей определяет конкурентоспособность экономики страны.