Понятие "лоббизм" впервые было рождено в Британии в середине XIX века. В своей изначальной трактовке лоббизм – это давление на принимающие решения лица в целях обеспечения необходимых решений. Ярчайшим примером является прямое или косвенное давление на депутатов парламента во время их голосования по
законопроектам. Именно так стали поступать крупные английские промышленники, собираясь в кулуарах законодательной палаты в дни сессий и пытаясь так или иначе убедить парламентариев принять нужные решения.Сегодня лоббизм – это несколько более широкое явление. Он охватывает не только сферу интересов бизнеса, но и общественных организаций, науки, образования, искусства, идеологических течений и так далее. Политический лоббизм крупных промышленников позапрошлого века имел выраженный негативный и даже нелегальный характер. Сегодня же эта деятельность вполне вошла в повседневную жизнь демократических государств планеты. В современном мире политического пиара лоббизм – это еще и профессиональная деятельность. Более того, в ряде специальностей мировых и российских вузов с недавнего времени появилась соответствующая дисциплина. А в США, как отмечается статистикой, существует более 12 тысяч официальных лоббистов.
Разделяют два вида таких действий: прямые и косвенные. К первым относятся непосредственные встречи и обсуждения с членами законодательного собрания; проведение презентаций и агитации в их среде; оказание помощи в подготовке законопроектов; профессиональные советы; оказание различных услуг депутатам и политическим партиям; прямое внесение денег на их счет, например, для ведения избирательных компаний. Косвенный лоббизм – это опосредствованные действия, посредством которых вызывается давление на парламентариев. В качестве его примеров можно назвать следующие:
1. Влияние общественного мнения. В этом случае провоцируются определенные настроения в самом обществе (обычно посредством СМИ), и тогда оно становится инструментом давления на законодателей.
2. Социальный опрос. Подобные опросы часто имеют заранее спланированные результаты. Это может быть обусловлено выбором определенной общественной группы, региона, провоцирующей постановкой вопроса и так далее. Опубликованные позднее результаты таких опросов становятся также рычагом влияния.
3. Привлечение избирателей. Это случай, когда лоббисты непосредственно обращаются к гражданам и агитируют тех обратиться, в свою очередь, к депутатам: написание письма, телефонный звонок. Масштабным вариантом может быть созыв митинга за принятие тех или иных законопроектов.
4. Ситуативные объединения. В некоторых случаях лоббисты могут объединяться по отдельным законам, выгодным для участников такого объединения. Пусть даже остальные их интересы и не совпадают. Депутаты более склонны к встречам с представителями таких групп, поскольку это избавляет от необходимости слушать требования разных групп, дублирующие друг друга. Соответственно, экономит силы и время.