Ахматова, "Реквием": трактовка поэмы

Поистине знаковой фигурой в русской литературе является Анна Ахматова.

Ахматова реквием
«Реквием» исследователи называют вершиной ее лирики. В творчестве поэтессы органично сплетаются все темы: любовные переживания, поэт и история, поэт и власть, культура XIX столетия, «серебряный» век, советские реалии… Ахматова прожила долгую жизнь: избалованной девочке, родившейся в дореволюционной России, юной поэтессе из бомонда суждено было познать всю тяжесть советской каменной денницы. Закономерно поэтому, что широту ее творческого диапазона можно назвать всеобъемлющей: любовная лирика, гражданская поэзия, фольклорные элементы, античная тематика, библейские сюжеты.

«Реквием», Ахматова: краткое содержание

Работа над поэмой продолжалась с 1935 по 1940 год, в самое тяжелое, кровавое и страшное время. В ней поэтессе удалось органично соединить летописную линию и жанровую традицию поминального плача. С латинского языка «Requiem» переводится как успокоение. Почему именно это название дала своему произведению Ахматова? Реквием – это заупокойная служба, традиционная для католической и лютеранской церквей. Позже этот термин приобрел более широкое значение: им стали обозначать поминовение усопшего. Поэтесса как бы отпевает и себя, и своих подруг по несчастью, и всю Россию.

Ахматова реквием

Ахматова, «Реквием»: смысловые планы

Современные литературоведы выделяют в поэме четыре пласта: первый очевиден и находится как бы «на поверхности» - горе лирической героини, описывающей ночной арест близкого человека. Здесь следует отметить, что поэтесса опирается на личный опыт: точно так же в свое время были арестованы ее сын Л. Гумилев, муж Н. Пунин и собрат по перу О. Мандельштам. Страх, смятение, растерянность – кто может знать об этом больше, чем Ахматова? «Реквием», однако, этим не ограничивается: слезы лирической героини в тексте сливаются с плачем тысячи русских женщин, пострадавших от той же беды. Таким образом, личная ситуация расширяется, становится более глобальной. В третьем смысловом пласте поэмы судьба героини трактуется как символ эпохи. Здесь исследователи указывают на возникающую в этой связи тему «памятника», восходящую к творчеству Державина и Пушкина. Однако для Ахматовой памятник – это не символ славы, а, скорее, воплощение прижизненных и посмертных страданий. Именно поэтому она просит поставить его возле тюрьмы, где женщина провела столько страшных часов вместе со своими невольными «подругами». Образ памятника из камня сливается с мотивом «окаменелости» - этот эпитет является одним из самых частотных в «Реквиеме». В эпилоге памятник становится как бы зримым воплощением метафоры «окаменелого страданья». Образ страдающей поэтессы сливается с образом рвущейся на части, погибающей России, страшная эпоха – это и есть Анна Ахматова.

Ахматова реквием
«Реквием» имеет и четвертый смысловой план. Это горе матери, у которой репрессировали сына. Оно соотносится с муками Богоматери, наблюдающей восхождение Иисуса Христа на Голгофу. По мысли поэтессы, муки каждой матери, теряющей сына, сопоставимы со страданиями девы Марии. Так личная трагедия одной женщины и одного ребенка становится всечеловеческой.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.