Современные проектировщики бронетанковой техники вынуждены работать в сложных условиях напряженной конкуренции на внешнем рынке. Им следует выбирать правильные решения, изыскивать оптимальное отношение между боевыми качествами и ценой.
Примером довольно удачной в маркетинговом отношении конструкции может послужить Т-84У «Оплот» - танк, разработанный в Харькове. Несмотря на то что никаких принципиально новых схематических решений при его разработке применено не было, он оказался востребованным на внешнем рынке.
Силовая установка расположена сзади, башня обитаема, словом, все как у его предка, Т-80, спроектированного еще в советские годы и, в свою очередь, ведущего родословную от надежного и мощного Т-54.
Однако есть и очень серьезные преимущества, которыми может похвастаться танк «Оплот». Технические характеристики заметно улучшены за счет установки сверхмощного (1200 л. с.) двигателя, способного работать практически на всем, что горит. Подойдет и дизельное топливо, и керосин, и бензин, и даже спирт. Можно смешивать разные виды горючего в любой пропорции.
«Оплот» - танк, разработанный с учетом требования международного рынка вооружений. С целью повышения его экспортного потенциала использованы решения, не типичные для советской школы проектирования бронетехники. Вместо привычных рычагов управления водитель использует для движения машины штурвал, что более характерно для американских танков. Калибр башенного орудия соответствует стандартам НАТО – 125 мм.
Значительно усилена броневая защита, особенно боковых плоскостей корпуса. «Оплот» - танк, в котором впервые на Украине применена технология цельной поковки башни.
Особенно важны изменения в приборной части боевой машины. Широкое использование импортных узлов управления огнем и внешней ориентации также решает задачу обеспечения большей привлекательности для иностранных покупателей.
Безусловно, украинский танк «Оплот» хорош, и благодаря многим примененным в его конструкции дорогостоящим комплектующим он по некоторым пунктам превосходит российский Т-90. Однако оценивая и сравнивая эти две машины, следует сопоставлять не только технические характеристики, но и многие другие факторы.
Во-первых, Т-90 в России уже снят с производства, то есть признан устаревшим в самой стране-производителе. Этот факт может означать одно - на подходе уже есть новые (причем принципиально) образцы. К таковым можно отнести машину «Армата». Поэтому, несмотря на победу в тендере на поставку таиландской армии партии этой техники, можно констатировать, что денег на серьезные проектно-конструкторские работы в Харькове явно не хватает. Сравнение с образцом уже уходящего поколения само по себе свидетельствует о том, что «Оплот» - танк, устаревший на уровне принципиальной схемы.
Во-вторых, оценке подлежат и возможности по массовому производству этой машины. Количество «Оплотов», закупленных для украинских вооруженных сил, едва превышает десяток боевых единиц. Что же касается иностранных армий, то они не спешат перевооружаться, предпочитая сохранять хорошие отношения с давними поставщиками из США и других западных стран.