Характеристика с места работы входит в число официальных документов, которые предоставляются по требованию работника или по внешним запросам. Например, для судебных органов, для предоставления по новому месту работы, при поступлении в учебное заведение, при осуществлении призыва на воинскую службу, для получения кредита, для принятия решений государственными и муниципальными органами и в других случаях.
Также характеристику могут составить для использования внутри организации, при аттестации, для награждения или продвижения работника по служебной лестнице.
Если характеристика необходима для предоставления в суд, в случаях привлечения работника к уголовной или административной ответственности, ее написание следует осуществлять с особым вниманием. Судебные органы могут запросить сведения, характеризующие подозреваемого для вынесения решения. Сложность в данном случае состоит в том, что в подобных запросах отсутствуют уточнения, какие именно данные необходимы. Чтобы не нанести вред сотруднику, лицу, составляющему документ, следует посоветоваться с работником или его адвокатом.
Обычно характеристика с места работы выполняется непосредственным начальником - руководителем подразделения. Основная цель данного документа заключается в оценке деловых качеств, личности сотрудника и его профессиональной деятельности.
При написании характеристики четких требований не существует. Однако определенные правила, которых необходимо придерживаться, все же имеются.
Во-первых, документ требуется оформлять на стандартном листе с форматом А4. Текст требуется излагать от третьего лица в настоящем или прошедшем времени. Например, исполняет или исполнял обязанности.
В начале указывается название документа, заглавными буквами печатается слово ХАРАКТЕРИСТИКА, затем необходимо записать должность, фамилию и имя человека без сокращений.
В первом абзаце характеристика с места работы содержит анкетные данные сотрудника. В следующих описывается трудовой путь. Здесь обычно ограничиваются простым рассказом о деятельности человека непосредственно в организации, показывая его карьерный рост: в каком году начал работать, в какие периоды занимал ту или иную должность. Здесь также допускается описание основных этапов деятельности до прихода в организацию.
Характеристика на работника с места работы должна содержать наиболее значительные, важные достижения сотрудника. Например, каким проектом руководил, в какой деятельности принимал участие.
Затем нужно указать сведения, когда производилось повышение квалификации или получение дополнительного образования, если таковые имелись.
Далее дается оценка профессиональным качествам работника – наличие опыта в той или иной области, знание правовых актов и нормативной документации, умение вести аналитическую работу и устанавливать контроль, выполнять поставленные задачи в установленный срок и в полном объеме, способность брать ответственность на себя, эффективность принимаемых решений, поведение в нестандартных ситуациях. Здесь же можно упомянуть о сложившихся деловых отношениях с коллегами и другие моменты.
На следующем этапе характеристика с места работы должна содержать оценку личностных качеств человека, умения контактировать с окружающими людьми, коллегами, описание психологических качеств и уровня общей культуры и эрудиции. Также следует указать о наличии поощрений или взысканий (иногда о недостатках стоит умолчать).
Закончить составление характеристики следует указанием органа, куда она должна быть предоставлена.
Документ необходимо подписать у начальника подразделения, которому непосредственно подчиняется характеризуемый, и у руководителя организации. Под подписями указывается дата. Форма характеристики с места работы должна заверяться печатью.