В наше время найти страну, в которой выполняются все условия чистой конкуренции, достаточно сложно. Практически на каждом рынке доминирует один или несколько монополистов, которые и оказывают решающее влияние на его дальнейшее развитие, и если бы не постоянный контроль со стороны государственных органов, возможностей заняться предпринимательством у нынешних бизнесменов было бы куда меньше. Одной из наиболее распространённых форм несовершенной конкуренции на сегодняшний день является олигополия. Это понятие для многих все еще остается туманным, а поэтому давайте рассмотрим его подробнее.
Определение термина
Олигополия – это такая рыночная форма несовершенной конкуренции, при которой на определенном рынке присутствует очень малая группа продавцов. При этом увеличение их числа за счет новичков либо невозможно, либо крайне затруднительно. Другими словами, олигополия – это когда продавцов можно пересчитать по пальцам.
Признаки и типы
Выделяют следующие особенности данной структуры рынка:
- Стандартизированная или дифференцированная продукция.
- Большое число покупателей и малое количество фирм.
- Наличие сильных защитных барьеров для входа на рынок возможных конкурентов.
- Взаимозависимость фирм друг от друга, которая несколько ограничивает контролирование цен.
Существует еще одно определение это типа конкуренции, тесно связанное со значением индекса Герфиндаля. Так называется показатель, с помощью которого можно дать количественную оценку степени монополизации рынка. Он рассчитывается по формуле:
HHI = S12 + S22 +…+Sn2, где
S – процентная доля продаж каждой из фирм.
Максимальное его значение равно 10000 (чистая монополия), а минимальное значение ограничено отношением 10000/n, где n – число компаний в отрасли (при условии, что доли продаж этих фирм равны). Принято считать, что олигополия – это рынок, для которого величина данного индекса превышает 2000. С 1982 года этот индекс играет огромную роль в «антитрестовском» законодательстве: если коэффициент в какой-то отрасли превышает 1000, государство начинает контролировать любые слияния и поглощения фирм. В зависимости от того, какой вид продукции производится на рынке, принято выделять следующие типы олигополии: чистая и дифференцированная. В первом случае производится однородный стандартизированный товар (например, цемент, алюминий, медь), а во втором – разнообразные изделия одного и того же функционального назначения (например, автомобили, камеры, покрышки).
Картель – тоже олигополия. Это сговор небольшого числа компаний относительно объемов выпуска и цен с целью увеличения уровня прибыли. Если в него объединяются все компании отрасли, то в этом случае он ведет себя, словно монополист.Олигополия: примеры из жизни
Некоторые люди недоумевают: «Почему в России такие дорогие кредиты?» Банкиры оправдываются высоким уровнем риска и дороговизной привлечения средств. Но на самом деле – это всего лишь ширма, за которой скрывается более высокая (по сравнения с европейскими показателями) маржа. Половина всей банковской системы контролируется шестью банками: Банк Москвы, ВТБ 24, Россельхозбанк, Газпромбанк, Сбербанк и ВТБ. Налицо классический случай олигополии, да еще и под крылом государства. В качестве других примеров можно привести рынок пассажирских самолетов («Эйрбас», «Боинг»), рынок автомобилей, крупной бытовой техники и т. д.