Чистая монополия: виды и черты

Слово «монополия» происходит от двух слов греческого языка. Одно из них monos, что означает «один», а второе – poleo – «продаю».

Понятие чистой, или абсолютной монополии рассматривается экономической наукой. В данной дисциплине под этим термином понимается рынок, на котором определенный товар предлагает только одна фирма, и в силу отсутствия заменителей реализуемого ею продукта она оказывает непосредственное влияние на его цену.

магнит притягивает деньги

В реальных экономических условиях любой страны найти чистую монополию невозможно. Однако это понятие в тех или иных сочетаниях имеет место во всяких моделях рынка. То же самое можно сказать и о чистой конкуренции. Она также типична для рыночных моделей. Экономисты выделяют четыре их основных вида. Среди них чистая монополия и чистая конкуренция, олигополия и монополистическая конкуренция. Остановимся на них подробнее. В первую очередь рассмотрим чистую монополию. Также уделим внимание ее связи с другими видами рыночных структур.

Знания о том, что существует рынок чистой конкуренции, чистой монополии, монополистической конкуренции и олигополии, позволят предпринимателям правильно строить свою экономическую политику, успешно адаптировавшись к конкретной ситуации. Ведь в зависимости от модели рынка одни и те же действия способны привести к различным результатам.

Основные черты чистой монополии

Данное понятие представляет собой наиболее яркое проявление несовершенного вида конкуренции. Причем под этим термином понимается не только рынок, но и фирма, являющаяся единственной в отрасли. Проявляются черты чистой монополии при условиях, которые стоит рассмотреть подробнее. Среди них:

  1. Присутствие на рынке только одного производителя или продавца. В этом случае термины «отрасль» и «фирма» являются синонимами. Дело в том, что весь объем продукта, предлагаемого определенной сферой экономики, производится только одной компанией. Чистая монополия порой обладает географическим измерением. Так, в небольшом населенном пункте может работать одна лишь фирма, которая оказывает населению ту или иную услугу, например, нотариальная контора.
  2. Производимый предприятием товар не имеет аналогов или близких по своим характеристикам заменителей. Это вынуждает покупателя приобретать предложенный продукт только у одной фирмы или вовсе обходиться без него. Исходя из предыдущего примера, потребителю, желающему произвести нотариальное оформление документов, понадобится съездить в другой город. Однако такой вариант является для него неприемлемым, так как потребует больших издержек.
  3. Цена устанавливается фирмой-монополистом по собственному усмотрению в связи с полным контролем всего объема имеющегося на рынке товара. По этой черте чистая монополия в корне отличается от системы совершенной конкуренции. Здесь отдельно взятая компания не способна оказать влияния на стоимость продукта, принимая уже сложившийся ее уровень. Исходя из того, что спрос на товар, предлагаемый монополистом, совпадает со спросом по отрасли, у фирмы возникает возможность повышать или понижать цены исходя только лишь из изменений количества товара.
  4. Существуют барьеры, стоящие на пути вступления в отрасль новых фирм. Монополист способен безраздельно действовать на рынке благодаря ограничениям природного, технического, юридического и экономического характера. Они-то и не дают возможности попасть на рынок иным фирмам для того, чтобы заняться таким же видом производства.
  5. Примеры чистой монополии явно указывают на то, что единственному на рынке предприятию не приходится заниматься рекламной деятельностью. Ведь оно и так известно потребителям и необходимо им.

В настоящее время экономисты насчитывают несколько видов чистой монополии. Рассмотрим некоторые из них подробнее.

Естественная монополия

Под этим термином понимается фирма, обладающая такой производственной моделью, которая в силу определенных причин более эффективна, чем у иных игроков рынка. Естественными монополистами являются, например, компании, обладающие доступом к дешевому источнику электроэнергии или сырья. В этом случае они будет выпускать продукцию или предлагать свои услуги с небольшими издержками. Результатом подобной деятельности станет продукт, имеющий низкую стоимость, или же работа будет осуществляться с большой прибылью и с динамичным развитием.

Примером чистой естественной монополии являются предприятия, входящие в систему коммунального хозяйства, занимающиеся газо-, водо-, электроснабжением и некоторые другие. Таким фирмам государство, как правило, предоставляет право исключительных привилегий. Одновременно с этим правительство постоянно регулирует деятельность подобных предприятий для того, чтобы не допустить злоупотреблений с их стороны. К естественным монополиям относят также и корпорации, имеющие доминирующее положение в отрасли.

российский поезд

К предприятиям подобного типа в РФ относят «Газпром», «Интер РАО», «Росатом», РЖД, а также «Почту России».

Стоит отметить, что в последнее время многие страны существенно сократили масштабы и сферу государственного контроля естественных монополий. Это стало возможным из-за появления новых подходов к регулированию и формированию соответствующих рынков.

Административная монополия

Подобные структуры возникают вследствие тех или иных действий различных государственных органов. Они представляют собой, с одной стороны, наделение отдельных фирм исключительным правом на ведение определенного вида деятельности. С иной точки зрения, подобные организационные структуры являются частью государственных предприятий, объединяясь между собой и подчиняясь различным главкам, ассоциациям, министерствам и т.д. В такой монополии происходит группирование фирм, входящих в одну отрасль. Вместе они выступают на рынке в качестве одного хозяйственного субъекта. Благодаря этому между подобными предприятиями не будет существовать никакой конкуренции.

Самой монополизированной экономикой в мире являлась экономика бывшего СССР. Доминирующие позиции в стране занимали всесильные ведомства и министерства. Помимо этого, существовала также и чистая монополия государства на управление экономикой и ее организацию.

Экономическая монополия

Это наиболее распространенный тип экономической модели рынка. Возникновение такого типа монополии обусловлено закономерностями хозяйственного развития. В этом случае разговор идет о тех предпринимателях, которые завоевали доминирующие позиции на рынке. К этому могут привести два пути.

мужчина с кубком

Первый из них заключен в успешном развитии компании, а также в постоянном увеличении ее масштабов благодаря концентрации капитала. Второе направление более быстрое. Он основывается на добровольном объединении фирм или поглощении победителями банкротов. Выбирая тот или иной путь или оба сразу, предприятие становится доминирующим на рынке.

Закрытая монополия

Подобная экономическая структура существует в том случае, когда доминирующее положение фирмы защищено юридическими правами или государством, что позволяет ей работать при отсутствии конкурентов. Подобный тип монополии является самым устойчивым. Однако в этом случае компания не имеет возможности получать высокие прибыли из-за ограничений государством ее цен и норм прибыли.

Открытая монополия

Подобная экономическая модель имеет место в том случае, когда доминирующее место на рынке компания завоевывает в результате собственных авторских достижений. Ими может быть новый продукт, разработки в маркетинге, новая технология и т.д.

Характеристика чистой монополии этого вида основывается на ее временном характере. Дело в том, что преимущества, связанные с нововведением, всегда могут быть скопированы или превзойдены конкурентами. Но именно при открытой монополии компания способна в полной мере реализовать полученную ею рыночную власть. Это и позволит получить максимально возможный доход.

Международные монополии

К ним относят особый вид экономической рыночной модели. Возникновению международных монополий способствует высокий уровень обобществления производства.

мужчины жмут руки

Немаловажную роль при этом играет и интернационализация хозяйственной сферы. Международные монополии бывают:

  1. Транснациональными. Они являются национальными по своему капиталу и международными по сфере деятельности. Примером тому может служить концерн «Стандарт ойл оф Нью-Джерси» (США). Он имеет предприятия практически в 40 странах мира и зарубежные активы.
  2. Собственно международными. Такие компании рассредоточивают свой акционерный капитал и имеют многонациональный состав руководства концерна или треста. Примером тому может служить химико-пищевой англо-голландский концерн «Юнилевер». Число подобных монополистов невелико, так как объединение капитала разных стран вызывает большие сложности из-за различного законодательства государств.

Чистая конкуренция

Из латинского языка к нам пришло слово concurentia. В переводе оно означает состязание или столкновение. Если рассматривать понятие «конкуренция» с позиции экономической науки, то оно представляет собой борьбу между фирмами, находящимися на рынке, за выгодную сделку.

пешка бьет короля

Победа в подобном состязании позволяет им получить максимальную прибыль. Рассмотрим основные черты совершенной конкуренции. Среди них:

  1. Большое количество фирм, независимо действующих на рынке. При этом все они работают разрозненно и разобщенно.
  2. Продукция, предлагаемая фирмами, стандартизирована и однообразна. Такой товар не имеет существенных различий в уровне предлагаемого качества. Продукция, реализуемая фирмами, аналогична между собой. В этом случае покупателю абсолютно все равно, к какому продавцу прийти за покупкой.
  3. Каждой фирмой производится только небольшая часть из общего объема продукта. Это приводит к незначительному контролю над уровнем цен. При их росте товар не будет продан, а при понижении снизятся доходы фирмы.
  4. Для вступления на рынок определенной отрасли или выхода из него серьезных ограничений технологического, финансового, организационного и правового характера не имеется.
  5. Преобладающие позиции занимает стандартизированная продукция. Подобный факт не позволяет развить неценовую конкуренцию.

Описанная выше модель рынка существует в условиях небольших сельских хозяйств, фондовых бирж и при валютных продажах.

Как видим из приведенных выше характеристик, рынки чистой конкуренции и чистой монополии являются явными антиподами друг другу.

Олигополия

К рассмотрению этого понятия перейдем после изучения чистой конкуренции и монополии. Олигополия является рыночной структурой с доминированием в ней нескольких крупных компаний. Это слово, так же, как и термин «монополия», состоит из двух слов греческого происхождения. Первое из них – «олиго», что в переводе означает «немногие», а второе – «полео», то есть «продаю».

В отличие от чистой конкуренции и монополии, олигополия – это такая рыночная структура, в которой множеству покупателей предлагают свою продукцию лишь несколько продавцов. При этом четкого количества подобных фирм в критериях олигополии нет. Но в экономике считается, что их может быть от 3 до 10.

мужчины у окна

Олигополия бывает нескольких видов. Среди них:

  • чистая, при которой компаниями производится однородный продукт (минеральные удобрения, цемент, сталелитейная продукция и т.д.);
  • с дифференцированными товарами (автомобили, сигареты, электрические бытовые приборы).

Компании, входящие в олигополистическую модель, как и в случае рынка чистой монополии, способны получать высокие прибыли. Ведь и в этом случае вхождение фирм-аутсайдеров в отрасль затруднено имеющими место барьерами.

В отличие от рынка чистой монополии, предприятия-олигополисты обязаны предпринимать те или иные действия исходя из поведения своих конкурентов. От этого будут зависеть объемы продажи предлагаемого товара. Как видим, чистая монополия и олигополия обладают некоторыми общими чертами. В то же время они имеют и существенные различия.

Монополистическая конкуренция

Данный термин означает рыночную структуру с участием большого количества фирм, производящих однотипный, но в то же время дифференцированный товар (обувь, духи, джинсы и т.д.), конкурирующих друг с другом. Каждый из продавцов при этом ведет себя так же, как и при модели чистой монополии. Цену на свой товар он устанавливает самостоятельно. Однако продавцов аналогичных вещей на рынке много, то есть покупатели могут найти для себя большое количество заменителей. Это приводит к ограничению контроля фирмы над ценами и к небольшим объемам продаж. В отличие от олигополии и чистой монополии, монополистическая конкуренция использует неценовые методы продвижения товара. Среди них реклама и присвоение товарных знаков, которые позволят выделить для покупателей отличительные черты предлагаемого продукта.

мужчина держит в руках шар

Что касается выхода на рынок, где применяется модель монополистической конкуренции, то он практически свободен. Ведь в этом случае для того, чтобы начать свое дело, не потребуется внушительного первоначального капитала, да и особых барьеров на этом пути перед предпринимателем не стоит.

По своим внешним признакам монополистическая конкуренция очень похожа на чистую. Однако в первом случае все же имеется присутствие пусть ограниченной, но все же власти над ценами. При этом фирмы, находящиеся на таком рынке, предлагают покупателям большой выбор самой разнообразной продукции, удовлетворяя практически все потребности своих клиентов.

Факторы монополизации

Какой сложится модель рынка? Будет она представлять монополию, чистую конкуренцию, олигополию или монопольную конкуренцию? Все будет зависеть от существования барьеров, которые являются препятствием для вступления новых компаний в отрасль. Они и являются факторами монополизации. Среди них:

  1. Эффект масштаба. Существуют некоторые отрасли, как, например, автомобилестроение, а также производство алюминия и стали, в которых, исходя из существующей технологии, минимальные средние издержки могут быть получены только в долгосрочном периоде, а также при больших объемах производства. Если в такую отрасль попытаются войти мелкие фирмы, то они не смогут удержаться на рынке, ведь они будут не способны на реализацию эффекта масштаба. То есть производить продукцию с такими же или меньшими, чем у монополиста, средними издержками. Вероятнее всего, работу отрасли можно считать эффективной, если весь объем производимой ею продукции будет выпускаться только одним предприятием. Только это позволит минимизировать издержки.
  2. Финансовые препятствия. Для начала производства в некоторых отраслях требуются крупные капиталовложения. Это и является основным барьером для многих фирм.
  3. Патенты. Законодательные акты многих стран мира на некоторый период предоставляют правовую охрану новому изобретению. Крупные фирмы имеют возможности финансирования собственных опытно-конструкторских и научно-исследовательских разработок или же способны приобретать патенты других компаний. Все это позволяет им усилить собственные позиции на рынке, вытеснить конкурентов и стать элементами модели чистой монополии. Примерами таких фирм являются Xerox, General Motors и Polaroid. Монополистами они стали благодаря обладанию патентами.
  4. Лицензии. Барьером для вхождения фирмы в отрасль является и выдача государством специального разрешения, позволяющего заниматься той или иной деятельностью. Это приводит к ограничениям предложений товаров и монополизации отрасли. Примером тому служит производство ветеринарных и медицинских препаратов.
  5. Частная собственность на редкие и невозобновляемые природные ресурсы. Пример тому – компании, занимающиеся производством алюминия (Aluminium Company of America), бриллиантов (De Beers, ЮАР), никеля (Inco, Канада). Эти фирмы избежали монопольной и чистой совершенной конкуренции. Чистая монополия была ими достигнута благодаря контролю над сырьевыми ресурсами.
  6. Нечестная конкуренция. В истории были случаи, когда фирма применяла к соперникам нелегальные методы борьбы. Это и переманивание персонала, и лишение сырья, а также сбыта, объявление бойкота и т.д. На сегодняшний день подобные методы запрещены законодательством.

Итак, среди объектов нашего внимания был рынок – чистая конкуренция, монополистическая конкуренция и чистая монополия встречаются там нередко.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.